Оглавление блога

воскресенье, 21 февраля 2010 г.

Советская статистика изучения иноязыков

В 1976 году читал в советском журнале "Иностранные языки в школе": в СССР английский язык в школах изучали 14 миллионов школьников, немецкий - 12.5, французский - 2,5. Ну, в эту корзину и узбеков и таджиков считали, которые и русский-то не знали, при Андропове было постановление ЦК "Об усилении-укреплении изучения русского", а то чурки (простите, шутка!) в армии не понимали команд Гавнокомандующих" (это не я, Довлатов!). Еще были отдельные штучные школы, где в качестве единственного иностранного (второй не был предусмотрен школьной программой) изучали испанский или китайский. Я по юности учился в техникуме (г. Старый Оскол) с парнем из Воронежа, который в школе учил испанский (Куба - любовь моя!). У них там НА ВЕСЬ ГОРОД (!!!) было две школы с классами, где изучали испанский. А мне в школе французский достался, поэтому сидел с ним за одной партой на уроках немецкого - французский в школе-то был предусмотрен, а в технических сузах и вузах - отнюдь. То есть любой, кто в школе учил французский (реверанс в сторону мсё Де Голля, вышедшего из "военной структуры" НАТО), в техникуме или вузе должен был начинать немецкий с нуля.

P.S. Контрольная сумма на точность памяти: вчера (или поза-) написал в одном посте, что урду - то ли государственный, то ли официальный язык Пакистана родной только для 10% населения страны. Засомневался, проверил по источнику - Сборник "Язык, культура, этнос", издательство "Наука", М.,1994. Статья: Л.Б. Никольский. Язык и социум в афро-азиатских странах:
"После раздела Индостана на Пакистан и Индию языком Исламской республики Пакистан был объявлен урду - язык, отождествляемый с мусульманско общиной, хотя он бы родным языком для абсолютного меньшинства населения". Чуть выше по тексту - "...с известными оговорками - урду в Пакистане (родной язык примерно 10% населения)".

1 комментарий :

Amikeco комментирует...

Буквально сегодня читал книжку „Vivprotokoloj“, в одной из автобиографий там как раз пакистанец сокрушается о судьбе его родного пенджабского в условиях большего престижа урду среди жителей.