Оглавление блога

воскресенье, 27 января 2008 г.

Иностранный работник: чем он лучше нашего?

Иностранный работник: чем он лучше нашего?

Один слушатель звонил как-то на радиостанцию и сетовал, что вот он-де с двумя высшими образованиями, а руководители предприятий из чистого "низкопоклонства перед Западом" зачастую предпочитают ему более слабого специалиста из европейской страны, который едва научился произносить сто слов на ломанном русском.

Я не руководитель предприятия, и никогда им не был, но на его месте тоже предпочел бы иностранного работника при прочих равных условиях, и даже немного неравных.

Во-первых, иностранный работник абсолютно лоялен работодателю. Даже если их личные отношения не сложились, ему просто в голову не придет хаять компанию, где он работает и выпускаемую ею продукцию, даже в разговоре с женой и с близкими друзьями, не говоря уже о посторонней публике. Это для него абсолютное моральное табу.

Во-вторых, он добросовестен, то есть, он четко осознает, что работодатель платит ему за восемь часов работы, и если у него час ушел на перекуры, перекусы, перерывы, значит, одну восьмую часть своей зарплаты он сегодня не заработал, а украл у своего работодателя. Даже если тот его за это не упрекнет, и вовсе не заметит, работнику стыдно, он найдет способ скомпенсировать это "ударным трудом".

В отличие от нашего работника, иностранец четко понимает, что работодатель платит ему не за то, какой он хороший, умный и сколько он всего умеет, а за то, что он сделал, причем именно для этого работодателя, а не десять лет назад и на другом предприятии.
Вообразим простую ситуацию: пришла машина с зерном, два работника ее разгрузили, по 50 мешков каждый. Работодатель заплатил им одинаково. Иностранцы воспримут это как должное, как же иначе? А среди наших всегда найдется обиженный, и не один:
- Почему это он заплатил нам одинаково? Ведь я же еще умею шевелить ушами, а тот - нет. Это очень редкий дар, у одного из тысячи встречается, а работодатель совсем меня не ценит. Где еще он найдет другого такого уникального работника как я, который умеет шевелить ушами?

Это я чуть утрирую ситуацию с упомянутым выше работником и его двумя высшими образованиями, техническим и экономическим. Второе высшее образование он получал для себя, а в глазах работодателя оно скорее недостаток, а не преимущество: если этот работник - инженер, пока он получал экономическое образование, он не работал, следовательно, его инженерный стаж на 5 лет меньше, чем у любого его ровесника. Если он экономист, то стал им на 5 лет позже другого экономиста, своего ровесника, и соответственно, менее опытен. Конечно, я опять немного утрирую. Возможно, он получал второе высшее заочно. Но тогда в силу более низкого качества заочного диплома, на должность экономиста ему могут предпочесть другого, с одним высшим образованием, но зато - дневным. То есть, работодателю нужен либо человек с высшим инженерным, либо с высшим экономическим образованием, а второй ваш диплом для него - как ваше умение шевелить ушами. Наивно надеяться, что он его оценит и станет оплачивать. Хотя, иногда, конечно, возникает потребность и в специалистах широкого профиля. Лично видел объявление (не вру!): "Требуется переводчица итальянского языка с опытом ведения кадрового учета и заполнения трудовых книжек". Остается только дописать: "Умение играть на балалайке - приветствуется".

И, наконец, иностранный работник - носитель определенного жизненного уклада, определенной культуры производства, которые вырабатывались веками. Мы предпочитаем импортные товары отечественным - значит эти вещи работают. Иногда иностранец говорит: "Надо делать так!", но не может убедительно аргументировать, почему именно. А наши ему: "Да зачем, ведь можно сделать чуть иначе, удобнее и быстрее". А этот уклад - вещь комплексная, стоит что-то изменить, и он перестаёт функционировать. Вот почему наш работник, даже съездивший туда, поживший и всё посмотревший и законспектировавший, никогда иностранца в этом деле не заменит. Он смотрит, и говорит: "Ага, вот это хорошая вещь, надо ее перенять. А вот это - глупость, а это - вообще идиотизм". А оно не идет одно без другого, и не сразу поймешь почему. Конечно, сложившиеся у них уклад и порядок - не единственно возможные, и если мы сегодня начнем вырабатывать свою собственную культуру производства, отличную от сложившейся на Западе, возможно, лет через 300 нам удастся ее выработать. Может быть, она окажется чуть лучше той, которую они нам предлагают, или чуть хуже. Только нам не хватит нефти и других ресурсов на 300 лет таких экспериментов.

Возвращаясь к пункту о добросовестности, одно личное наблюдение. Пять лет покупаю обувь и одежду в ближайшем крупном торговом центре. Как ни придешь: утром, в середине дня, вечером - процентов сорок секций закрыты, дамы-продавцы болтают с подружками в одной из соседних, а часто и дальних. То есть, работодатели, владельцы товара, не только зря платят им 40% их зарплаты, но и теряют из-за них 40% покупателей. Получается, что они бесполезно арендуют у торгового центра 40% площади своих торговых точек. И ведь так работают не только наши продавцы, но и инженеры, менеджеры и т.п.

Вот почему работодатель, при возможности, предпочтет иностранного специалиста, низкопоклонство тут ни при чем.

Комментариев нет :