Оглавление блога

пятница, 18 января 2008 г.

Перегрузки

Перегрузки

Широко распространено мнение, что дети перегружены в школе кучей "лишних" знаний, которые им никогда в жизни не понадобятся. Даже от министра образования Фурсенко недавно прозвучало, что надо бы их разгрузить...

Но человек так устроен, что запоминает лишь десятую часть изучаемого: чтобы твердо усвоить вот столько (здесь должна быть иллюстрация: рыбак, показывающий чужой улов), выучить нужно вот столько (а тут должна быть другая иллюстрация: рыбак, показывающий свой собственный улов).

Слегка утрируя, скажем так: чтобы твердо и на всю жизнь усвоить таблицу умножения, необходимо изучать дифференциальные уравнения. Через полгода после школы ученик забудет, что такое дифференциал, но зато уж таблицу умножения он будет твердо помнить до конца своих дней.

Если же научить его только таблице умножения и сказать:

"Гуляй, мальчик, больше тебе в жизни ничего из математики не пригодится", он выйдет из школы и через полгода забудет таблицу умножения.

Это не просто умозрительные рассуждения - опыт! Один знакомый итальянский специалист, окончивший у себя в Италии аж восемь (!) классов школы, однажды спокойно признался:
- Я в школе как-то не освоил деление лесенкой. Так и не понял, в чем там суть... (за восемь-то лет!) Его счастье, что те, кто успешно всё освоил, изобрели для него калькулятор.

Знакомый рассказывал: Как-то в Австралии они заехали (то ли полюбоваться, то ли заблудились) на гору, и спросили местного фермера, как проехать к такому-то месту в городке у подножья этой горы, где у них была назначена встреча. Он стал объяснять, они попросили показать на плане города. Тот долго крутил в руках карту, чесал репу, потом со вздохом сожаления развел руками. То есть, этот достопочтенный представитель англосаксонской расы не умел пользоваться картой. Городок лежал прямо под ними, а сетка его улиц была видна в точности как на плане, но ему так и не удалось совместить в своей голове эти два подобных изображения.

Вообще, бицепсы мозга тоже нуждаются в постоянной тренировке, особенно в нежном возрасте. Известно, что человек способен освоить речь и мышление только в определенный период своей жизни (до 5-ти лет), и если он в этот период был Маугли, значит - не судьба.

Анекдот в тему: Экологическая экспедиция обнаружила в джунглях ребенка, воспитанного стадом свиней. По свидетельству экологов, он ничем не отличается от своих товарищей по стаду, даже на вкус.

Так что, углубленное изучение, скажем, шумерской клинописи, отнюдь не бесполезно. И даже если человеку потом за всю его жизнь так ни разу и не доведется побывать в Древнем Вавилоне и попрактиковаться в разговорном шумерском языке, всё равно он научится учиться, разовьет память, способность к систематизации фактов... И потом ему (или ей) уже легче будет освоить такие гораздо более сложные науки, как "применение стиральной машины", или "управление кондиционером с помощью пульта". Недаром в американских инструкциях пользователя пишут, что в стиральной машине нельзя стирать собак, нельзя проверять уровень бензина в баке с помощью спички или зажигалки, сушить мобильные телефоны в микроволновой печи. Производители товаров вынуждены писать подобные тексты вовсе не только потому, что американцы обожают судиться с корпорациями по любому поводу. В значительной степени это и результат нежелания любящих американских родителей "перенапрягать" своих чад изучением стольких ненужных, бесполезных вещей.

Из американских заметок Жванецкого (не путать с Задорновым!): "Я не знаю, как называется этот океан. Вон там сидит географ, спросите у него".

2 комментария :

Димка комментирует...

это как Митрофанушка что ли! пусть кучер географию учит,мне то она зачем

Хорошая статья, но виден гуманитарный проблеск, статья правильная, но как технарь смотрю немного по-другому на это! но это так!

Sergio комментирует...

Будущему технарю - от бывшего. Наше вам с кисточкой. [Радиомеханик по ремонту цветных ТВ, 5 разряд, 11 лет стажа, давно бросил] См. мой пост ПДС - несбыточный языковой проект СССР
http://perevod99.blogspot.com/2008/01/blog-post_06.html