Оглавление блога

среда, 17 сентября 2008 г.

Самоучитель журналистики, часть 2

Вот еще одна глава из "Пособия по написанию газетных сообщений. Самоучитель газетного репортера и корреспондента": Newspaper Reporting and Correspondence. A Manual for Reporters, Correspondents, and Students of Newspaper Writing by Grant Milnor Hyde, M.A. instructor of journalism in the University of Wisconsin, New York and London, D.Appleton and Company, 1912.

II.

Новостная значимость события


Чтобы писать для газеты, нужно разбираться в новостной ценности событий: почему об одном из них рассказывает целая колонка, а о другом, не менее значимом с других точек зрения, сообщается одной строкой. Нужно научиться определять относительную ценность фактов, чтобы выявить наиболее значимый эпизод события и правильно скомпоновать сообщение о нем. Это деликатный, но корректный и важный вопрос. Сейчас от газеты люди хотят новостей. От ежедневной газеты уже не ждут публикации новых литературных произведений или разъяснения политических платформ. Главная ее задача - хронология текущих событий, информация о повседневной жизни вокруг нас. Кроме того, газета должна быть интересной. Газет нынче много, большинству читателей просто информации уже недостаточно, нужно доносить ее в интересной форме. Эту-то потребность и стремится удовлетворить весь газетный люд. Ею оправдывает свое существование сенсационная желтая пресса, с ней сверяют каждое свое действие ежедневные газеты. Чтива много, люди читают только то, что им интересно. Чем большее число читателей заинтересует газета, тем больше ее тираж и прибыль. Газету с неинтересными для большинства читателей материалами раскупают плохо. В основе понятия "новостной ценности события" лежит желание заинтересовать читателя. Новости - это рассказ о текущих событиях, причем интересный и для тех, кого они напрямую не касаются, то есть, для большинства читателей. У Сюзи Браун - вывих лодыжки. Это событие чрезвычайно важно для нее самой, довольно интересно для ее родных и друзей, даже для ее врагов. Если она - важная персона в своем городке, этот случай может оказаться настолько интересным для ее земляков, чтобы его подробно осветила местная газета. Как бы то ни было, это событие интересно только для тех, кто знает Сюзи, а таких людей не так уж много. Следовательно, приключившаяся с ней неприятность представляет новостную значимость только для местного еженедельника. Однако, если Сюзи вывихнула лодыжку при очень необычных обстоятельствах, этот случай может заинтересовать и тех, кто лично с нею незнаком. Допустим, она подвернула ногу, наступив на свое свадебное платье, когда поднималась по ступеням на алтарь для бракосочетания. Такой случай был бы очень необычным, почти неслыханным. А всё необычное очень интересует людей, так что многие с интересом прочитают о таком из ряда вон выходящем происшествии, хотя они не знают ни самой Сюзи, ни ее городка. Эта новость - рассказ о текущем событии, интересный для многих читателей, а следовательно, обладающий некоторой новостной ценностью. Естественно, сама Сюзи при этом читателя не интересует, поскольку она не обладает никакой новостной значимостью. С таким же успехом это могла бы быть Мэри Джонс. Но это уже другая тема.

1. Категории читателей

Чтобы новость заинтересовала многих читателей, репортер должен учитывать, для кого он пишет. Это еще более усложняет его задачу. Легко сказать, что заинтересует какую-то одну категорию читателей. Но штука в том, что газета печатается для людей самых разных сословий, практически для всех. И новость должна быть интересной и для бизнесмена, работающего в своей конторе, и для домохозяйки, и для невежды, и для интеллектуала, для богатого и бедного, молодого и пожилого, для врача, адвоката, банкира, рабочего, священника, женщины. Каждый из них, покупая ежедневную газету, надеется найти в ней последние новости, рассказанные интересно именно для него. Газета должна оправдать ожидания каждого из них по отдельности и всех их вместе. Если бы газета издавалась только для бизнесменов, достаточно было бы дать им колонки финансовой информации. Но они будут неинтересны для усталого рабочего, вернувшегося домой после смены. Подробный отчет о собрании пресвитериан не привлечет спортивных болельщиков, коих много, а отчет о боксерском поединке не заинтересует домохозяйку. Все эти люди покупают газету, надеясь найти в ней интересное для себя, поэтому газета должна печатать материалы, интересные если не для всех, то хотя бы для большинства. В этом суть понятия новостной ценности событий. Сенсационная пресса существует за счет новостей, интересных для всех. Хотя интересы одного человека почти ни в чем не совпадают с интересами другого, даже его соседа, всё же есть один вид новостей, который будет интересен для них обоих, как и для любого человека вообще. Это новости, несущие эмоциональную нагрузку, апеллирующие к чувствам людей, затрагивающие человеческую жизнь, человеческую натуру. Газетчики называют их "душещипательными". Они интересны для любого человека. Как бы тривиально ни было событие само по себе, если о нем можно рассказать так, чтобы заставить читателя сопереживать человеку, который страдал, боролся или умер, или которому наоборот привалила удача, каждый человек прочитает о нем с интересом. Сопереживая своему ближнему, человек воображает себя на его месте, испытывает радость или горе другого существа. Вот почему такого рода истории всегда читают с интересом. Есть издания, ориентированные именно на такого рода новости, они выходят большими тиражами и приносят значительную прибыль. Это так называемая "сенсационная пресса". Некоторые из них лучше, другие - хуже, но это уже другая тема.

Разобравшись с понятием новостной ценности события, которая напрямую зависит от того, скольких разных людей эта новость заинтересует, попробуем выявить такие новости, которые такой ценностью обладают. Репортер должен понимать не только что такое "новость", но и благодаря чему именно она стала "новостью", уметь в каждом событии распознать именно те его элементы, которые будут интересны многим самым разным людям. Таких элементов несколько, и вообще, вопрос этот непростой.

2. Своевременность

Во-первых, новость должна быть новой. Рассказ о событии должен появиться вовремя. Читатель хочет знать, что случилось сегодня, ведь вчерашний день и прошлая неделя уже канули в небытие. Они хотят быть в курсе событий, происходящих в данный момент. Следовательно, новость, интересную читателям газеты сегодня, завтра - послезавтра публиковать уже не стоит. Поэтому репортер всегда должен в начале каждого сообщения указывать время события. Редакторы из кожи вон лезут, чтобы поспеть за быстрым течением событий, поэтому они не упустят случая, чтобы дать читателю понять, что освещаемые в газете события произошли только что. Редактор ненавидит слово "вчера", во врез каждой заметки он стремиться поставить слово "сегодня" или "сегодня утром". Все, что произошло после двенадцати ночи, в газете идет под шапкой "сегодня утром", а все, что произошло вчера после 6-ти вечера, - под шапкой "вчера вечером". События до этого часа газета вынуждена маркировать как вчерашние, но лучше, если о них можно сказать "вчера ближе к вечеру". Итак, один из главных факторов, определяющих новостную ценность события - своевременность сообщения о нем. Новостью считается только сообщение о событиях сегодняшнего дня или вчерашнего вечера.

3. Расстояние

Новостная значимость события зависит и от расстояния. Несмотря на развитие железных дорог и телеграфа, круг интересов людей по-прежнему носит местнический и клановый характер. Их интересуют, в основном, знакомые им люди и вещи, а из внешних событий - только самые значимые. Они любят читать о знакомых им людях, вещах, которые они сами видели. Им неохота напрягать свое воображение, чтобы понять и оценить что-то незнакомое. Поэтому, любую газету, даже выходящую в мегаполисе, интересуют прежде всего местные новости, а вестям издалека отводится очень незначительное место. Верно подмечено, что нью-йоркские газеты не видят дальше Аллеганских гор. Круг интересов большинства других газет ограничен радиусом в 100 миль от редакции, за исключением новостей, имеющих общенациональное значение.

Чем дальше от редакции, тем меньше число источников информации газеты. Светская хроника охватывает лишь зону распространения газеты - читателей не интересует информация о личной жизни неизвестных им людей. Круг охвата прочих новостей обычно ограничен зоной, знакомой читателям газеты лично, то есть, границами штата - людей интересуют только места, где они сами когда-то бывали. Из внешних событий заинтересовать их могут либо чрезвычайно необычные, либо важные для всей страны. Сообщение, которое "тянет" на целую колонку в газете городка Эль Пасо штата Техас, нью-йоркская газета не удостоит даже упоминания, потому что большинству читателей в
Нью-Йорке название "Эль Пасо" ничего не говорит. И наоборот, важнейшие новости для Нью-Йорка неинтересны жителям Техаса, лично их Нью-Йорк не интересует, они не могут сказать "Да, я помню это здание", или "Я как-то проходил по этой улице", или "Подземка? И не говорите!".

Новость - это прежде всего сообщение о местном событии, и иногородний корреспондент должен научиться отличать новости, интересные только местным жителям, от достойных упоминания в газете, выходящей за тысячу миль отсюда, читатели которой не знают ни людей, ни мест, упоминаемых в сообщении.

Полковник Смит может быть очень крупной птицей в местном пруду, а его подвиги - важной новостью для еженедельных газет данного округа, но чтобы о нем появилась хоть строчка в газете соседнего округа, он должен сотворить нечто из ряда вон выходящее. Для людей с ним не знакомых, и ничего о нем не слышавших, его имя - пустой звук, а следовательно, неинтересны и его деяния.
Корреспондент иногородней газеты должен выискивать новости, интересные не только местным жителям, способные, благодаря какой-то своей особенности, преодолеть большое расстояние и заинтересовать любого читателя. Подробный анализ новостной ценности события, с перечислением всех возможных "изюминок", которые помогают новости преодолевать расстояния, занял бы здесь слишком много места. Но есть несколько элементов, наличие которых всегда делает новость интересной для любого читателя.

4. Смерть, гибель людей

Один из таких элементов - это гибель людей. По какой-то странной, непонятной причине людей всегда интересуют мысли о смерти. Сообщение о событии, повлекшем смерть человека, всегда достойно публикации в газете, а если еще и не одного, то оно достойно публикации везде. Сообщение о любом пожаре, любой железнодорожной или иной катастрофе, если в них погибло или пострадало несколько человек, это новость, которую можно смело отправлять куда угодно. Читатель будто удовольствие получает от самой цифры жертв. Сообщение, которое можно начать словами "Десять человек погибло" или "Семь человек убито", мгновенно привлекает внимание читателя. В результате, газетчиков нередко (и справедливо!) упрекают в преувеличении числа потерь в погоне за сенсацией, причем до такой степени, что многие нынешние газеты, чтобы не давать повода для подобных обвинений, склонны, скорее, преуменьшать цифры потерь, чем преувеличивать их. Несколько раз за последний год, например, в сообщении о пожаре на швейной фабрике в Нью-Йорке, первоначальные опубликованные в газетах цифры были ниже окончательно объявленных официально. Но это не означает, что газетам не нужны трагические новости. Любое событие с большим числом погибших, даже ничем иным не примечательное, заслуживает публикации в газетах даже очень дальних городов.

5. Знаменитые люди

Другой элемент, придающий событию новостную значимость - имена известных людей. Само упоминание имени широко известного человека уже привлекает внимание читателя. Чтобы имя полковника Смита, жителя небольшого городка, появилось в газетах соседнего округа, событие с его участием должно быть поистине из ряда вон выходящим. А о каждом слове или поступке президента Тафта сообщают все газеты США, просто потому, что людей интересует не столько событие, сколько сама его личность. Есть имена, придающие новостную ценность любому сообщению. Это имена известных политиков, финансовых воротил, любых знаменитостей. Любое всем известное (неважно благодаря чему!) имя, делает событие новостью, заслуживающей публикации.

6. Материальный ущерб

Интерес людей к сообщениям о крупном материальном ущербе сродни их интересу к событиям, в которых погибли люди. Кажется, что сами цифры ущерба обладают какой-то притягательной силой. Любое сообщение, которое можно начать с умопомрачительных цифр, например "Два миллиона долларов", или "Сто автомобилей", или "Десять городских кварталов", имеет новостную ценность. Поэтому, любое сообщение о событии, повлекшим крупные материальные убытки, имеющие числовое выражение, становится новостью, способной преодолеть большие расстояния.

7. Необычайность

Разумеется, читателей газеты интересуют любые необычные вещи, люди, поступки, неудачи. Интересно всё странное, выходящее за рамки обыденного.
Большинство сообщений попадают в газету только благодаря наличию в них некоторой необычности и странности, а самые странные и необычные из них достойны публикации в газетах по всей стране. Самый незначительный пожар становится достойной публикации новостью из-за необычной причины возгорания или необычного способа спасения пострадавших. Также обстоит дело и с любыми другими событиями.

8. Душещипательные истории

Кроме странности и необычности, внимание читателя привлекают новости, несущие эмоциональную нагрузку, апеллирующие к чувствам людей. Любое смешное или грустное событие имеет новостную ценность. Сотни развлекательных ежемесячных журналов публикуют одни только вымышленные душещипательные истории, выдавая их за реальные. Газеты тоже начинают понимать, что и они могут "поймать" читателя на ту же приманку. Даже в самой обыденной жизни есть смешные и грустные моменты, и если пересказать их так, чтобы вызвать те же эмоции у любого читателя, они приобретут новостную значимость, которая позволит им преодолеть большие расстояния. Конечно, ценность их сильно зависит от мастерства рассказчика.

9. События, влияющие на повседневную жизнь читателя

Сообщение имеет новостную значимость, если оно затрагивает личные интересы читателя или может найти применение в его повседневной жизни. Люди эгоистичны и себялюбивы, сильнее всего их интересует то, что касается их лично. Они могут снисходительно, но без особого интереса читать о чужих несчастьях или радостях, но как только речь заходит о чем-то, оказывающим хоть малейшее влияние на их собственную жизнь, они желают быть в курсе. Читателя очень интересует подорожание масла на несколько центов, или снижение тарифов газовой компании с 80 до 77 центов, ведь это влияет на его повседневную жизнь. Иногда причина такого личного интереса - личное знакомство читателя с упоминаемыми в сообщении людьми или местами, иногда их влияние на его собственный бизнес, общественную или религиозную деятельность, вообще на любой аспект его повседневного бытия. Политические новости интересны для всех именно потому, что все мы ощущаем, как те или иные предпринимаемые властями меры влияют на нашу жизнь. Сообщение о любых действиях властей, особенно оцениваемых населением неоднозначно, интересно даже в самых дальних уголках страны. Достаточно продемонстрировать, что событие хоть чуть-чуть затрагивает интересы многих людей, чтобы оно стало новостью, заслуживающей публикации.

10. Местные факторы

Эти и многие другие факторы придают сообщению глобальную новостную значимость, делают его интересным далеко за пределами места события. Некоторые факторы повышают значимость того или иного события именно для читателей местной газеты. Особенности редакционной политики или развернутая газетой кампания за или против чего-либо, может вызвать огромный интерес к событию, которое иначе прошло бы никем незамеченным. Если обычный человек слегка поранился, выходя из трамвая, это событие вряд ли заслуживает упоминания в газете. Но если это сообщение поступит в период, когда газета развернула кампанию против местного трамвайного управления, газета, скорее всего, уделит ему много внимания. Незначительное событие, подтверждающее проводимую газетой политическую линию, получит в ней широкое освещение, отнюдь непропорциональное его реальной значимости. Новостная значимость события очень эфемерна и непостоянна, сообщение может стать интересным для многих читателей по самым разным и непредсказуемым причинам. А то, что интересно для многих, это и есть новость, заслуживающая публикации.

См. также первую часть >>>
См. также мой пост "Самоучитель журналистики, часть 3"

Комментариев нет :