Оглавление блога

среда, 17 февраля 2010 г.

Индивидуальный словарный запас - 2

Вот перевел статьи из Википедии на тех языках, где они содержат хоть какие-то конкретные цифры. На остальных языках, которые я понимаю, одни ля-ля, без конкретики.

Català

Каталанский

El vocabulari personal

Es pot mesurar el grau de riquesa lèxica d'una persona segons el nombre de paraules que coneix i pot usar correctament. La manca de riquesa limita la possibilitat de comunicació i empobreix la visió del món, per això l'ensenyament posa molt d'èmfasi en millorar el vocabulari dels alumnes. El cabal lèxic personal és un indicador d'instrucció. Acostuma a considerar-se el mínim en 1500 paraules. Per sota d'aquesta xifra, la persona no ha rebut una educació adequada i tindrà dificultats per integrar-se a la vida social i laboral.

No és el mateix entendre una paraula que usar-la habitualment. El nombre de paraules que una persona és capaç de comprendre s'anomena vocabulari passiu, oposant-se a l'actiu, molt més reduït. L'ús efectiu depèn de la repetició en l'aparició de la paraula i la necessitat d'inserir-la en el discurs. Una persona culta pot arribar a conèixer 24000 paraules, de les quals usa activament unes 6000; mentre que una persona amb un vocabulari pobre n'entén la meitat i utilitza unes 2000.

Una persona en situació de bilingüisme o plurilingüisme té un vocabulari personal més ric que una persona monolingüe ja que es capaç d'usar més etiquetes lèxiques per referir-se al món exterior.

Индивидуальный словарный запас

Богатство словарного запаса человека - это число слов, которые он знает и умеет правильно употреблять. Бедный словарь ограничивает возможности коммуниации, обедняет картину мира. Поэтому педагогика уделяет большое внимание расширению словарного запаса учеников. По объему словарного запаса можно судить, насколько образован человек. Принято считать, что человек должен знать не менее 1500 слов, иначе он не сможет получить необходимое образование и ему трудно будет участвовать в социальной жизни и в производительном труде.

Но одно дело понимать слово, другое - регулярно его употреблять. Слова, которые человек понимает - это его пассивный словарный запас, активный же словарь гораздо меньше по объему. Употребление слова зависит от его частотности в языке и от его необходимости в речи. Образованный человек понимает до 24 тыс. слов, из которых активно употребляет только 6000, а человек с бедным словарным запасом понимает их в 2 раза меньше, а употребляет 2000. Индивидуальный словарный запас билингва или человека, с детства говорящего на нескольких языках богаче, чем у монолингва, поскольку у него больше словесных обозначений для предметов и явлений внешнего мира.

Česky

Чешский

Do aktivní slovní zásoby patří ta slova, která člověk používá při ústním i psaném projevu. Slovům z pasivní slovní zásoby člověk rozumí, ale sám je běžně nepoužívá.

Počet slov ve slovní zásobě se liší mezi jazyky i mezi lidmi. V češtině tvoří aktivní slovní zásobu u dospělého člověka asi 3000 – 10 000 slov. Pasivní slovní zásoba je obvykle 3–6x vyšší, pasivní slovník středoškolsky vzdělaného uživatele češtiny zahrnuje asi 50 000 slov.

Активный словарный запас - это слова, которые человек употребляет в устной и письменной речи. Пассивный - те, которые он понимает, но в обычных ситуациях сам не употребляет.

Величина словарного запаса зависит и от языка, и от человека. Активный словарный запас взрослого чеха - от 3 до 10 тыс. слов. Пассивный словарный запас обычно в 3-6 раз больше, у чеха со средним образованием он составляет примерно 50 тыс. слов.

Deutsch

Немецкий

Zum Wortschatzumfang einzelner Personen und Texte

Die Schätzungen zur Wortschatzkenntnis einzelner Personen gehen weit auseinander. Als handfeste Zahl kann man die Angaben zum aktiven, d.h. in seinen Werken nachweisbaren Wortschatz bei Goethe ansehen, der im 3. Band des Goethewörterbuchs auf ca. 90.000 Wörter beziffert wird. Da nur wenige Menschen ein so reichhaltiges Werk geschaffen haben, dürfte diese Angabe zumindest in ihrer Dimension etwa die Obergrenze benennen. Allerdings ist dabei der passive Wortschatz noch nicht berücksichtigt: Goethe wird ja das eine oder andere Wort gekannt haben, das sich aber nicht in seinen Werken findet.

In etwa gilt: Je höher der Bildungsstand eines Menschen ist, desto größer ist sein Wortschatz. Ein größerer Wortschatz hilft beim differenzierteren Informationsaustausch. „Ein einfacher Bürger kommt im täglichen Leben mit wenigen tausend Wörtern aus. Der Wortschatz einer Person ist abhängig vom Interessensgebiet und Berufsfeld (Fachterminologie) sowie der Sozialisation dieser Person. Ein Gebildeter, beispielsweise ein Gelehrter oder Schriftsteller, kann mehrere zehntausend Wörter benutzen (aktiver Wortschatz) und sehr viel mehr verstehen, wenn sie ihm begegnen (passiver Wortschatz).“ Der Wortschatz von 15Jährigen wurde in einschlägigen Untersuchungen bereits auf rund 12.000 Wörter beziffert. Die Schätzungen für den Umfang des Wortschatzes eines erwachsenen Muttersprachlers reichen von 3.000 bis 216.000 Wörtern. Die teilweise sehr markanten Unterschiede in den Schätzungen des Wortschatzumfanges erklären sich durch unterschiedliche, für diese Schätzungen angewandte Methoden. Somit ist die Bestimmung des Wortschatzumfanges vornehmlich ein methodologisches Problem. Prinzipiell stehen für die Schätzung zwei unterschiedliche Methoden zur Verfügung: eine qualitative und eine quantitative. Die qualitative Methode untersucht die Art der vorzufindenden Wörter, während die quantitative Methode das Type-Token-Verhältnis bestimmt, also misst, wie häufig unterschiedliche Wörter vorkommen.

Einige Daten zum Wortschatz einzelner Texte oder Textgruppen im Deutschen findet man bei Billmeier (1969). Hier ist zu erfahren, dass man im Jahr 1964 über 4.000 Wörter (im Sinne von Lexem = Stichwörter im Wörterbuch) beherrschen musste, um auch nur einen Auszug der Zeitung Die Welt in den Monaten Januar und Februar lesen zu können, eine der in dieser Hinsicht anspruchsloseren Lektüren. Für E. Strittmatters Roman Ole Bienkopp ist schon die Kenntnis von über 18.000 Lexemen vonnöten.

Ein methodologisches Problem entsteht, wenn Texte unterschiedlicher Länge auf ihren Wortschatzreichtum hin untersucht werden sollen (wobei als "Text" auch Wortschatztests interpretiert werden können, die entworfen wurden, um den Wortschatz eines Probanden zu messen). Für die Messung des Wortschatzreichtums ist der Index von Guiraud ein häufig verwendetes Maß. Der Index berechnet sich wie folgt:

Словарный запас индивида и богатство словаря текста

Оценки величины индивидуального словарного запаса сильно разнятся между собой. Вполне надежная цифра - активный словарный запас Гёте, то есть слова, которые он употребил в своих произведениях. В трехтомном "Словаре языка Гёте" 90 тысяч слов. А поскольку мало кто ещё создал столь обширное наследие, эту цифру можно рассматривать, по крайней мере, как обозначающую верхнюю границу. Конечно, в этом словаре не учтен пассивный словарный запас, то есть те слова, которые Гёте мог знать, но не употребил в своих произведениях. 

Вообще же, чем образованнее человек, тем богаче его словарный запас. Богатый словарь позволяет эффективнее обмениваться информацией. "Обычному человеку в повседневной жизни вполне хватает нескольких тысяч слов. Словарный запас человека зависит от сферы его интересов и от профессии (профессиональная терминология), от интенсивности его социальных контактов. Образованный человек, например ученый или писатель, может использовать несколько десятков тысяч слов (активный словарь), а понимать - гораздо больше (пассивный словарь). Специальное исследование показало, что словарный запас подростка 15-ти лет это примерно 12 тыс. слов. По различным оценкам словарный запас взрослого человека на родном языке составляет от 3 до 216 тысяч слов. Такой большой разброс цифр объясняется различными методиками, применявшимися для оценки. Таким образом, определение объема словарного запаса это преимущественно методологическая проблема.

В принципе, существует два способа оценки: качественный и количественный. Качественный способ определяет типы обнаруженных слов, а количественный - соотношение числа уникальных слов и общего количества слов, то есть измеряет, как часто встречаются разные слова.

Кое-какие данные о том, сколько слов содержит тот или иной текст или категория тестов на немецком языке содержатся в работе Биллмаера (1969). Здесь утверждается, что в 1964 году человек должен был знать не менее 4 тысяч лемм, то есть словарных единиц, чтобы прочитать лишь одну выдержку из газеты Ди Вельт за январь и февраль, то есть один из самых простейших текстов.

А чтобы прочитать роман Э. Шриттматтера "Оле Бинкопп" нужно знать целых 18 тысяч лексем.

Сложная методологическая проблема - как сравнить богатство словаря текстов разной длины (при этом "текстом" может считаться также тест на величину индивидуального словарного запаса).

Для определения объема словарного запаса индивида чаще всего применяют индекс Гирò, который вычисляют по формуле:

Ziel des Index ist es, Aussagen über den Wortschatzreichtum unterschiedlich langer Texte zu ermöglichen. Nimmt man als "Text" etwa die Ergebnisse vorher durchgeführter C-Tests her, lässt sich der Index von Guiraud als Maß für den Wortschatzumfang von Individuen einsetzen. Wie der Index wirkt, lässt sich nachvollziehen, wenn man annimmt, die Zahl der Types sei mit der Zahl der Tokens identisch - d.h., in einem Text würde sich kein Wort wiederholen. Als Index von Guiraud ergibt sich dann:

(число уникальных слов / общее число слов)

Этот индекс позволяет судить о богатстве словаря текстов разной длины. Если в качестве текста взять результаты проведенного прежде теста С, индекс Гирò может служить мерой объема словарного запаса индивида. Чтобы понять, как действует этот индекс, представим себе, что число уникальных слов равно общему количеству слов, то есть, что ни одно слово в тексте не употреблено дважды. Тогда получаем индекс Гирò:

Der zugehörige Graph entspricht einer liegenden Parabel. Für sehr hohe X-Werte, also bei langen Texten, nähert sich die Parabel lokal einer waagerechten Geraden. Daher ergibt sich für unterschiedlich lange Texte mit gleicher Type-Token-Relation auch ein annähernd gleicher Wert für G. Bei kürzeren Texten ist mit Verzerrungen zu rechnen: hier resultieren unterschiedliche G-Werte auch aus einem konstanten Type-Token-Verhältnis. Diese unterschiedlichen Werte sind dann allerdings allein durch die Formel bedingt. Der G-Wert ist also bei kürzeren Texten nicht nur vom Wortschatzreichtum, sondern auch von der Textlänge abhängig.

Von besonderer Bedeutung für die Planung des Unterrichts in der Muttersprache ebenso wie für das Fremdsprachenlernen ist der sogenannte Grundwortschatz; das ist derjenige Wortschatz, der nötig ist, um ca. 85% von Texten einer Sprache zu verstehen.

графиком его будет парабола, лежащая на боку. Если значение Х очень велико, то есть, если текст длинный, парабола приближается к горизонтальной прямой. У текстов разной длины с одинаковым соотношением числа уникальных слов и общего числа слов значение G примерно одинаково. Очень короткие тексты дают искаженную картину, в них даже при одинаковых соотношениях числа уникальных слов и общего их числа значения G могут сильно различаться. Ведь из формулы видно, что коэффициент G для коротких текстов зависит не только от богатства словаря, но и от объема текста.

В планировании обучения как родному, так и иностранному языку важное значение имеет так называемый "базовый словарь", то есть, сколько слов нужно знать, чтобы понимать 85% текста на данном языке.

Nederlands

Голландский

De doorsnee Nederlander beschikt over een actief vocabulaire van 10.000 woorden. Zijn receptieve of passieve woordenschat - de woorden die hij zelf niet gebruikt maar wel begrijpt -, varieert van 45 duizend tot een kwart miljoen. [bron?]

Активный словарный запас среднего нидерландца - 10 тыс. слов. Пассивный словарный запас, то есть те слова, которые он хорошо понимает, но в собственной речи не употребляет - от 45 тыс. до четверти миллиона.

Norsk (bokmål)

Норвежский (букмол)

Størrelse

I teorien er ordforrådet i et språk tilnærmet uendelig stort, i og med at det alltid er mulig å danne nye ord, ved hjelp av sammensetting, avledning og låning.

Om man bare regner antall røtter er det som regel bare mellom 10 000 og 20 000 røtter i et språk, og i språk med få lånord og godt utviklede avledningsprosesser kan det også være færre.

Объем

Теоретически число слов в языке бесконечно, поскольку всегда можно создать новое слово сложением корней, аффиксацией, заимствованием.

Если считать только корни слов, их в языке обычно от 10 до 20 тыс., а в языках, в которых мало заимствований и развитая система аффиксов - даже больше.

Română

Румынский

* vocabularul activ, care se compune din cuvintele folosite efectiv de vorbitor în exprimare;

    * vocabularul pasiv, cuprinzînd cuvintele pe care vorbitorul le înţelege, dar nu le foloseşte decît accidental.

De exemplu, lingvistul David Crystal a estimat că, în limba engleză, absolvenţii instituţiilor de studii superioare au în medie un vocabular activ de aproximativ 60.000 de cuvinte şi unul pasiv de încă 75.000 de cuvinte.

* активный словарный запас - эти слова говорящий употребляет в своей речи

* пассивный - слова которые он понимает, но в речи употребляет лишь эпизодичеески.

Например, по мнению лингвиста Дейвида Кристала активный словарный запас англоязычного выпускника вуза - примерно 60 тыс. слов, а пассивный - на 75 тыс. слов больше.

Simple English

Упрощенный английский

Vocabulary means a list of words. Someone's vocabulary is all the words that he or she knows. A 5 year old would probably know about 5000 words. An adult who has studied at university or college may know at least 20000 words in their language.

 

The vocabulary of a language is always changing. New words are invented or words change their meaning. This means that dictionaries have to be updated. Words to do with computers such as "download" are new to the English language. The new word "bling" came from hip hop. Words like "gay" and "cool" have developed new meanings.

If someone wanted to try to find out roughly how many words they knew, they could look at a page in a dictionary and count how many of those words they knew (counting things like “sing”, “sang”, “sung”, “singing” as one word). If they multiplied that by how many pages there were in the dictionary they could estimate how many words they knew.

It is difficult to be exact. Some words may be understood but not known well enough to be used. Words that are used are part of a person's “active vocabulary”. Words that are only understood and not used are called “passive vocabulary”.

Sometimes it may not be easy to decide if a word is understood. It may depend on the context, or the words around it. Knowing the “context” the word is being used in may make it possible to guess what it means. Without knowing what a chough is, the phrase “I saw a chough fly off from its nest” would let someone guess that it is a kind of bird.

Словарный запас - это перечень слов. Индивидуальный словарный запас - все слова, которые человек знает. 5-ти летний ребенок обычно знает около 5 тыс. слов. Взрослый с высшим образованием знает более 20 тыс. слов родного языка.

Словарь языка постоянно меняется. Появляются новые слова, меняется значение существующих. Поэтому словари нужно обновлять. Слова, относящиеся к компьютерам, например, "скачать", появились в английском языке недавно. Новое слово bling пришло из хип-хопа. У таких слов как "гей" и "кул" появились новые значения.

Хотите посчитать, сколько слов вы знаете? Возьмите одну страницу словаря и посчитайте, сколько слов на ней вам знакомы (разные словоформы, типа петь, пою, пел - считать одним словом) и умножьте на число страниц в словаре.

Точно подсчитать трудно. Одни слова вы понимаете, но знаете не настолько хорошо, чтобы употреблять в своей речи. Слова, которые вы употребляете в речи - это активный словарный запас, а те, которые вы лишь понимаете, но не употребляете - пассивный.

Иногда трудно сказать, правильно ли понято слово. Иногда значение слова можно угадать по контексту.

Не зная, что такое  "клушица" встретив это слово в предложении "Я видел, как клушица улетела из своего гнезда" можно догадаться, что это птица.

Комментариев нет :