Оглавление блога

среда, 7 декабря 2011 г.

Юра



Юрий Карлович Олеша в книге "Ни дня без строчки" писал (цитата):

Случилось со мной что-то или ничего не случилось?

Мне не хочется видеть зрелища, которые дается мне возможность увидеть, – новые, еще не виданные мною зрелища: так я не пошел на новую оперу, от которой, послушав ее, пришел в восторг Чаплин. Так я не рвусь на международные футбольные матчи. Так я не пошел на выставку Пикассо.

Очевидно, что-то случилось. Что? Постарение? Возможно. Иногда мне кажется, что это исчезновение интереса к новому, отказ воспринимать это новое происходит оттого, что я заинтересован сейчас только в том, чтобы создавать собственные вещи.

На новый фильм Чаплина, если бы его у нас показывали, я бы, пожалуй, рвался…

Какой был интерес ко всему, когда я был молод и только начинал свою литературную деятельность. Я помню, как с Ильфом мы ходили в кино, чтобы смотреть немецкие экспрессионистские фильмы с участием Вернера Крауса и Конрада Вейдта и американские с Мэри Пикфорд или с сестрами Толмэдж. Кино «Уран» на Сретенке, мимо которого я сейчас прохожу с полным равнодушием, даже не глядя на него…

Что? Депрессняк? Кризис середины жизни? Непонятно ведь, в каком возрасте он это писал: книжка вышла в конце 50-х, посмертно, с купюрами многочисленными, а писал он эти заметки много лет, как Монтень. (См. мой пост "Блоггеры прошлого"). "...создавать собственные вещи" - так ведь с начала 30-х и до самой его смерти ничего не издавалось, да и не было написано, судя по всему. Литературной подёнщиной занимался - пьеса для театра по роману Достоевского "Идиот" (причем, даже не на уровне Шварца или Горина, не ставит же никто!), сценарий для какого-то праздника...

Юрию Олеше, уже известному писателю, автору сказки "Три толстяка", как то нужно было подписать договор на поставку творческой продукции Московской филармонии. Договор был составлен традиционно:
- "Юрий Карлович Олеша, именуемый в дальнейшем "Автор" с одной стороны, и Московская государственная филармония, именуемая в дальнейшем "Заказчик", с другой стороны, ... "Автор" обязуется..." - и так далее.
Олеша говорит администратору: - "Меня такая форма не устраивает!"
Администратор: - "Что именно вас не устраивает, Юрий Карлович?"
- "Меня не устраивает такая форма - Юрий Карлович Олеша, именуемый в дальнейшем "Автор".
- "А как же вы хотите?"
- "Я хочу по другому." -
- "Ну так как же?!" -
- "Я хочу так: Юрий Карлович Олеша, именуемый в дальнейшем - "Юра"...
(Довлатов, "Соло на Ундервуде")

Будучи в Одессе, Олеша лежал на подоконнике своего номера в гостинице. По улице шел старый еврей, торгующий газетами.
- Эй, газеты! - закричал Юрий Карлович со второго этажа.
Еврей поднял голову и спросил:
- Это откуда вы высовываетесь?
- Старик! - сказал Олеша. - Я высовываюсь из вечности.


Из фильма "Три толстяка".

Комментариев нет :