Оглавление блога

четверг, 12 апреля 2012 г.

Отсутствие справедливости в народных сказках

Недели три назад слышал по радио "Эхо Москвы" в передаче:

В. ПАНЮШКИН: Во-первых, есть одна вещь, которая отличает любые сказки – русские, не русские, любые. Тут важно, что сказка не различает добро и зло, т.е. никакой морально-нравственной идеи и чего-то там у народных сказок нет.

К. ЛАРИНА: У русских или вообще?

В. ПАНЮШКИН: У любых.

К. ЛАРИНА: Это не басня.

И вот, я вспомнил, в 1979 купил кубинское издание "Избранные сказки из 1001 ночи", то ли две, то ли три книжечки страниц по 300, в мягких обложках (даже "томами" их как-то стрёмно назвать). Прочитал (для практики в испанском) и выкинул - занудные ужасть! И тогда еще поразило: что за народ! - даже в сказках нет справедливости! Например, этот Алладин - везучий охламон, просто "расплющивает" ни за что сынка визиря, который ничего плохого ему не сделал, просто посватался к дочке падишаха раньше него! И так почти во всех сказках.
А оказывается, что и в русских народных сказках нет ни добра, ни зла, не справедливости.

См. мой пост:
В каком теремке жила мышка-норушка сотоварищи и какая беда с ними приключилась
(Сенсационные разоблачения от Константина Дмитриевича Ушинского)

Прям, как в том лимерике:

A railroad official at Crewe,
Met an engine one day that he knew.
Though he nodded and bowed,
The engine was proud,
and it cut him - it cut him in two!

Опять-таки, за что такая железная несправедливость со стороны паровоза? Железнодорожник-то к нему - всей душой, а паровоз ПО НЕМУ - всеми своими железными колесами...

А в передаче той про книжки Валерия Панюшкина. «Код Горыныча: что можно узнать о русском народе из сказок» и «Код Кощея». Я их не читал, хотя, умные наверное.

Еще из этой же передачи понравилась цитата:

Как бы это ни было печально осознавать, люди, которые стояли на площади, кричали «Ельцин, Ельцин, демократия», имели в виду «джинсы, джинсы, колбаса».

Комментариев нет :