Сенсационные разоблачения от Константина Дмитриевича Ушинского! В каком тереме-теремке на самом деле жили мышка-норушка и лягушка-квакушка сотоварищи и какая беда там с ними приключилась! А мы и не знали!
Константин Ушинский
Родное слово для детей младшего возраста, СПб, 1873
Дозволено цензурою
Теремок мышки
Лежит в поле лошадиная голова. Прибежала мышка-норушка: "терем-теремок! кто в тебе живет?" - Никто не отзывается. Вот мышка стала жить да поживать в лошадиной голове.
Пришла лягушка-квакушка: "терем-теремок! кто в тереме живет?" - Я, мышка-норушка. А ты кто? "А я лягушка-квакушка". - Ступай ко мне жить. - Прыгнула лягушка в теремок, и стали с мышкою вдвоем жить.
Прибежал заяц: "терем-теремок! кто в тебе живет? - Я, мышка-норушка, да лягушка-квакушка; а ты кто? "А я на-горе-увертыш". Ступай к нам. Стали жить втроем.
Прибежала лисичка-сестричка: "терем-теремок! кто в тереме живет?" - Мышка-норушка, лягушка-квакушка, на-горе-увертыш; а ты кто? "А я везде-поскокиш". - Иди к нам. Стали четверо жить.
Пришел волк: "терем-теремок! кто в тереме живет?" - Мышка-норушка, лягушка-квакушка, на-горе-увертыш, везде-поскокиш; а ты кто? "А я из-за-кустов-хватыш". - Иди к нам. Стали пятеро жить.
Вот приходит медведь: "терем-теремок! кто в тереме живет?" - Мышка-норушка, лягушка-квакушка, на-горе-увертыш, везде-поскокиш, из-за-кустов-хватыш; а ты кто? "А я всех-вас-давиш!". Сел медведь на лошадиную голову и раздавил всех.
Вот так, своей грязной медвежьей попой просто взял и снёс целый жилой поселок "Речник"!
А где же счастливый конец? А сострадание к жертвам насилия? А торжество добра над злом? Это же ничем не мотивированная жестокость! Великий педагог называется!!! А куда смотрела царская цензура?
"Медведев подписал закон о защите детей от вредной для них информации...
Федеральный закон вводит запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение...
Например, даже маленьким детям можно рассказывать о насилии, но выражая при этом сострадание к жертве и при условии, что в итоге добро обязательно побеждает зло..."
P.S.
1. Так вот откуда, оказывается, у Мальчиша-Кибальчиша ноги растут!
2. Стрёмно оформлены диалоги: для экономии бумаги, что ли? Вопросы - в кавычках, ответы - и без кавычек, через тире, но не с начала строки, как сейчас.
3. В социалистическом варианте сказки конструкция теремка - череп лошади - конкретно не уточняется а, главное, финал - счастливый, чтобы не травмировать нежную психику детей:
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай!
Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — затрещал теремок, упал набок и весь развалился.
Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
То есть, оптимистический финал, у медведя - добрые, коллективистские намерения, хочет влиться в коллектив но, к сожалению, неудачно. Примечательно, что новый теремок спаянный животный коллектив строит уже без медведя...
А зато "воронки" за родителями по ночам приезжали, детей в детдомà оформляли... При этом, ничуть не травмируя их психику, и без намека на счастливый финал... Как и в случае с "Речником".
4. Константину Дмитриевичу, конечно, видней, меня там не стояло, но: всегда был уверен (по классической литературе, типа Пушкина), что "Ступай" - это команда отойти, уйти, а "Иди [сюда]" - команда подойти... Соответственно "ступай сюда" или "ступай к нам" - ошибка словоупотребления.
Комментариев нет :
Отправить комментарий