Оглавление блога

четверг, 14 ноября 2013 г.

Я ударился головою о дверь

См. также посты с другими рассказами Мюнхгаузена:
Мюнхгаузен на крымско-татарском
http://perevod99.blogspot.ru/2013/11/blog-post_25.html
В Петербурге мне жилось хорошо
http://perevod99.blogspot.ru/2013/11/blog-post_13.html
Я выехал в Россию верхом на коне
http://perevod99.blogspot.ru/2013/11/blog-post_9334.html


Козьлеримден  къыгъылчымлар чыкътылар
ИСКРЫ ИЗ ГЛАЗ
Мен съык-съык авгъа кете эдим ве, эр кунь дегендай, пек чокъ аджайип вакъыйалар корип кечирген эдим. О шен вакъытларны мен шимди де кейфнен хатырлайым.
Я часто ходил на охоту и теперь с удовольствием вспоминаю то  веселое время, когда со мной чуть не каждый день случалось столько чудесных  историй.
О вакъыт анда пек зевкълы бир вакъиа олып кечкен эди.
Одна история была очень забавна.
Меним ятакъ одамнынъ пенджересинден кениш бир тыйнакъ корюне эди, анда чокътан-чокъ чешит тюрлю кийик айванлар яшай эдилер.
Дело в том, что из окна моей спальни был виден обширный пруд, где водилось очень много всякой дичи.
Куньлерден бир кунь, саба, мен пенджере янына баргъанымда, тыйнакъта кийик папийлерни корип къалдым.
Однажды утром, подойдя к окну, я заметил на пруду диких уток.
Чар-чабик тюфегимни алдым да, эвден чапып чыктым.
Мигом схватил я ружье и сломя голову выбежал из дому.
Лякин мердивенден алель-аджеле чапып тюшеяткъанымда, башымны къапыгъа о къадар яман урдым ки, тап козьлеримден къыгъылчымлар сачрап кеттилер.
Но впопыхах, сбегая с лестницы, я ударился головою о  дверь,  да  так сильно, что из глаз у меня посыпались искры.
Бу мени токътаталмады.
Это не остановило меня.
Мен эп илери чаптым. Иште, ниает, тыйнакъ. Энъ семиз папийни козьлеп атмакъ истедим. Бир даа бакъсам не корейим - тюфегимде пистон ёкъ. Пистонсыз исе атмакъ мумкюн дегиль.
Я побежал дальше. Вот наконец и пруд. Прицеливаюсь в самую жирную утку, хочу выстрелить - и, к ужасу моему, замечаю, что в ружье нет кремня. А без кремня невозможно стрелять.
Энди не япмалы?
Что делать?
Эвге пистон алманъа чапмалымы?
Побежать домой за кремнем?
Папийлер учып кете билелер.
Но ведь утки могут улететь.
Мен озь талийимни къаргъап, тюфегимни яныкълы бир алда ашагъы эндирдим. Шу ерде бирден-бирге акъылыма парлакъ бир фикир кельди.
Я печально опустил ружье, проклиная свою судьбу, и вдруг мне пришла в голову блестящая мысль.
Мен - бар кучюмнен сагъ козюме бир юмрукъ урдым. Биреден козюмден къыгъылчымлар тёкюльдилер ве шу ань тюфегимдеки барот туташты.
Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из  глаза,  конечно, так и посыпались искры, и порох в то же мгновение вспыхнул.
Эбет! Барот туташты, тюфек атылды, ве мен бир атышнен яхшидан да яхшы он папий урдым.
Да! Порох вспыхнул, ружье выстрелило, и я убил одним выстрелом десять отличнейших уток.
Атеш якъаджакъта эр вакъыт бойле къыгъылчимлардан файдаланмакъны сизге де тевсие этем.
Советую вам всякий раз, когда вы вздумаете развести  огонь,  добывать из правого глаза такие же искры.

Комментариев нет :