Оглавление блога

пятница, 1 мая 2015 г.

Церковь и экономика



Economie in de kerk
Onderzoek naar de invloed van economisch denken in literatuur over ontkerkelijking
Церковь и экономика
Как экономические воззрения ученых влияют на их подходы к изучению явления отхода прихожан от церкви

Guido Wiemer
Begeleider: Prof. B. Meyer
Datum: 11-6-2013
Гвидо Вимер
Научный руководитель: профессор Б.Мейер

Samenvatting
Резюме


Sommige bedrijven kampen met de vraag hoe ze een hogere afzet kunnen bewerkstelligen, terwijl in hun marktsegment er sprake is van een dalende afzet. Veel kerkgenootschappen zitten in een vergelijkbare situatie: hoe kunnen ze hun bestaande afzet behouden terwijl er steeds minder mensen verbonden zijn aan een kerkgenootschap?
Каждый бизнес стремится увеличить свой оборот, особенно, когда в его сегменте рынка наблюдается спад, и общие обороты снижаются. Многие церковные общины сейчас вынуждены решать аналогичную задачу: найти способ улучшить свое материальное положение, когда все меньше людей связаны узами с церковью.


In de wetenschappelijke literatuur zijn er drie benaderingen op ontkerkelijking. Ten eerste is er de secularisatie these, waarin wordt verondersteld dat religie steeds meer wordt teruggetrokken uit de publieke ruimte en alleen nog een rol heeft in de privé ruimte. Ten tweede is er de ‘rational choice theory’, waarin wordt verondersteld dat kerkgenootschappen concurreren om een hogere afzet.
В научной литературе можно встретить три подхода к вопросу отхода паствы от церкви. Одни считают, что религия все больше уходит из общественной жизни в частную. Другие, сторонники "теории рационального выбора", утверждают, что церковные общины конкурируют между собой за более высокие "коммерческие" показатели.


Door deze concurrentie moeten kerkgenootschappen een kwalitatief goed product aanbieden, waardoor er voor de consument vele opties zijn waaruit hij kan kiezen. Concurrentie leidt dus ook tot keuzemogelijkheden uit vele producten. Omdat er voor bijna iedere consument wel iets te kiezen is blijft de religiositeit hoog. Een dalende religiositeit is volgens deze benadering dan ook te wijten aan een gebrekkige werking van de marktplaats.
Конкуренция понуждает общины предлагать пастве "продукт" высокого качества, иначе, при нынешнем "ассортименте" предлагаемых потребителю вариантов, он выберет другой. А поскольку каждый потребитель может выбрать продукт, подходящий именно ему, уровень религиозности должен оставаться высоким. По мнению сторонников этой теории, религиозность снижается потому, что установившиеся отношения пока еще недостаточно рыночные.


De laatste benadering is “believing without belonging” van Grace Davie. Zij stelt dat mensen nog wel religieus blijven, maar dat mensen zich niet meer willen binden aan kerkgenootschappen. Wel blijven mensen kerkgenootschappen belangrijk vinden voor bepaalde rituelen (doop, huwelijk, begrafenis), wat Davie illustreert met het concept van “vicarious religion”.
Автор третьего подхода, Грейс Деви называет его "верую, но не воцерковлён". Люди по-прежнему религиозны, но не хотят быть связанным с общиной некими узами, хотя община сохраняет для них свое значение при соблюдении ритуалов (крещения, заключения брака, погребения). Дейви называет это "ритуальной религиозностью".


De ‘rational choice theory’ wordt door wetenschappers vooral op de Amerikaanse situatie toegepast. Op andere (Westerse) landen (met name Europa) zou deze op economische principes gebouwde theorie niet toepasbaar zijn.
По мнению ученых, "теория рационального выбора" адекватно отражает ситуацию в США. К Европе она неприменима, там ее экономические, по сути, механизмы, не действуют.


Daarom vind ik het interessant om te onderzoeken in hoeverre er in Nederland reacties op ontkerkelijking zijn waarin wel sprake is van een economische redeneerlijn. Ik zal enkele niet-officiële literatuur (dus niet uitgegeven door een kerkgenootschap) binnen de traditioneel grote kerkgenootschappen (Rooms-Katholieke kerk –RKK-en Protestantse Kerk Nederland –PKN-) onderzoeken op de aanwezigheid van een economische perspectief op ontkerkelijking. Deze niet-officiële literatuur noem ik populaire literatuur.
Поэтому автор этой работы решил исследовать, насколько тесно отход от церкви в Нидерландах связан с экономикой. Он прочитал отдельные неофициальные издания (то есть, изданные не самими общинами) на эту тему в рамках традиционных для страны основных религиозных течений: католичества и протестантизма, пытаясь найти в них описание экономических механизмов противодействия отходу от церкви. Это издания, популяризирующие религию.


De hoofdvraag in mijn onderzoek luidt:
Автор искал ответа на вопрос:


In hoeverre is er sprake van een economisch perspectief in populaire literatuur over ontkerkelijking binnen de PKN en RKK?
Какое место занимают экономические аспекты в популярной религиозной литературе католиков и протестантов, где они важнее.


Er kan in de literatuur sprake zijn van een expliciet economisch perspectief (Er wordt voorgesteld om een kerkgenootschap te leiden als een bedrijf en afzet speelt een zeer belangrijke rol) en van een impliciet economisch perspectief (afzet speelt een belangrijke rol bij het vormen van het product, maar is niet leidend en er wordt niet voorgesteld om een kerkgenootschap te leiden als een bedrijf).
Действие экономических механизмов может считаться непосредственным: община функционирует как предприятие, и показатели ее экономической деятельности столь же важны, как и для предприятия; или же опосредованным: показатели важны при разработке концепции "продукта", но функционирование общины не уподобляется функционированию предприятия, экономические показатели здесь - не главное. 


Het is ook mogelijk dat er in de literatuur geen sprake is van een economisch perspectief, maar van een theologisch perspectief. Hiervan is sprake als men is gericht op (de tevredenheid van) de huidige gebruiker en de hoogte van de afzet geen rol speelt bij de vorming van het huidige product.
В подобных изданиях могут рассматриваться лишь теологические аспекты деятельности общины, но не экономические. Авторы таких работ считают, что  "продукт" вполне отвечает запросам потребителя, а экономические показатели не играют никакой роли в формировании обновленных его версий.


Aangezien ik een spanning zie tussen de (om)vorming van een product en de omgang met huidige kenmerken van een product (in dit geval tradities binnen een kerkgenootschap) is het ook relevant om te onderzoeken hoe men omgaat met tradities. Ik zie vier mogelijkheden: Tradities worden niet besproken, tradities worden wel besproken en gewaardeerd (behoudende visie), tradities worden besproken en als negatief ervaren (progressieve visie) en tradities worden gezien als een unique selling point (economische visie).
По мнению автора, раз существует явное взаимовлияние целевого формирования концепции продукта и его индивидуальных особенностей (то есть, традиций внутриобщинной жизни), важно рассмотреть также различные аспекты традиций. Здесь есть 4 варианта: традиции не обсуждаются; обсуждаются и соблюдаются (консервативный, охранительный подход); оцениваются негативно (прогрессивный подход); рассматриваются как "изюминка", на которую нужно делать упор в рекламе "продукции" (коммерческий подход).


Het blijkt dat er in de populaire literatuur vooral binnen de RKK een sterke nadruk ligt op het aanpassen van het product, die vanuit de bestuurslaag vorm zou moeten krijgen. In de populaire literatuur van de PKN ligt de nadruk niet zozeer op een veranderend product om de buitenstaander aan te trekken, maar op het individu om buitenstaanders aan te spreken. Overigens bestaat er onder  schrijvers van beide kerkgenootschappen het idee dat het product over het algemeen goed is en dat er weinig hoeft te veranderen om buitenstaanders aan te trekken.
Похоже на то, что популярная религиозная литература, особенно католическая, делает сильный упор на целевые воздействия, призванные придать "продукту" оптимальную для большинства "потребителей" форму. Протестантская же церковь стремится не столько улучшить "продукт", сколько привлечь в общину новых членов, сейчас находящихся вне ее, причем, применяя к каждому из них индивидуальный подход. В остальном, авторы того и другого религиозного воззрения сходятся на том, что предлагаемый ими "продукт" и так достаточно хорош, и вполне способен без радикальных "улучшений" привлечь в общину новых членов извне.


Van de drie onderzochte schrijvers binnen de RKK was er bij twee (Schwietert en Mettepenningen) sprake van een expliciet economisch perspectief en bij één (Küng) sprake van een theologisch perspectief. Van de vier onderzochte schrijvers binnen de PKN is er bij één (van der Meiden) sprake van een expliciet economisch perspectief, bij één is er sprake van een impliciet economisch perspectief (Krol) en bij twee (De Roest en Dekker) is er sprake van een theologisch perspectief.
Из трех изученных работ авторов католического направления, двое (Швайтерт и Миттепеннинген) стоят на позициях непосредственной связи с экономикой, один, Кюнг, рассматривает лишь теологический аспект явления. Из четырех изученных работ протестантских авторов, один (Ван дер Майден) сторонник непосредственной связи с экономикой, один, Крол, исходит из положения об опосредованной связи, двое, Де Руст и Деккер, считают важным лишь теологический аспект явления.


Wat betreft de omgang met tradities is de economische visie (tradities als unique selling point) alleen terug te vinden bij schrijvers met een expliciet economische visie. De progressieve visie is terug te vinden bij twee schrijvers met een expliciet marktgerichte denkwijze en één schrijver met een theologisch perspectief. De behoudende visie is terug te vinden bij twee schrijvers met een theologisch perspectief en één schrijver met een impliciet marktgerichte denkwijze.
Мнения о том, что религиозные традиции, с точки зрения экономики, это "изюминка" продукта, придерживаются только авторы - сторонники непосредственно экономического подхода. Прогрессисты, негативно относящиеся к традиции, есть среди сторонников непосредственно экономического подхода (таких двое) и среди авторов "теологического" направления (один). Консервативной, охранительной точки зрения на традиции придерживаются два автора теологического направления и один сторонник опосредованной связи отхода от церкви с экономикой.


Naast de hoofdvraag heb ik in dit onderzoek nog een vraag gesteld: “welke toegevoegde waarde heeft dit economisch perspectief voor de bestudering van ontkerkelijking?”
Кроме упомянутого основного аспекта, автор исследовал еще один: Какую "прибавочную стоимость" дает экономический подход к изучению явления отхода от церкви?


Uit mijn onderzoek is gebleken dat, alhoewel wetenschappers de ‘rational choice theory’ vooral toepassen op de Amerikaanse situatie, dat de onderliggende redeneerlijn ook aanwezig is in niet-officiële literatuur over ontkerkelijking binnen Nederland. Aangezien mijn onderzoek op vrij kleine schaal is gedaan, is het wenselijk om meer onderzoek te verrichten naar de aanwezigheid van een economisch perspectief binnen (niet-officiële) literatuur over ontkerkelijking. Wellicht is dit economisch perspectief sterker aanwezig dan verwacht.
Из проведенного автором этой работы исследования ясно, что хотя большинство ученых - сторонников теории "рационального выбора", имели ввиду ситуацию в США, подобного рода аргументация встречается и в популяризаторской религиозной литературе об этом явлении в Нидерландах. За нашей скромной работой должны последовать другие, о наличии экономической подоплеки в неофициальных, популярных изданиях о явлении отхода от церкви. Может статься, она играет более важную роль, чем нам казалось.

Цветами в оригинале - тавтология: два раза ПОДРЯД одна и та же мысль, только другими словами.

Всего 38 страниц.

Вот оглавление:

Inhoud
Оглавление
Samenvatting
Резюме
Inleiding
Введение
1 Hoofdstuk – Ontkerkelijking
1 глава - отход от церкви
Kerklidmaatschap
Принадлежность к церкви
Kerkbezoek
Посещения церкви
Overige kerkgenootschappen
Другие церковные общины
De marktplaats: geen ruimte voor religie?
Рыночные отношения: есть ли здесь место религии?
Conclusie
Заключение
2 Hoofdstuk – Theorieën over ontkerkelijking
2 глава: гипотезы о причинах отхода от церкви
Ontkerkelijking of secularisatie?
Отход от церкви или секуляризация?
Ontkerkelijking
Отход от церкви
De secularisatie theorie
Теория секуляризации
De “rational choice theory”
Теория "рационального выбора"
“Believing without belonging”
"Верую, но не воцерковлён"
Conclusie
Заключение
3 Hoofdstuk – Economisch perspectief
3 глава: экономический аспект
De evolutionaire economie
Развитие экономики
Innovatie
Инновации
Innovatie en tradities in de kerk
Новации и традиции в церкви
Een economisch perspectief
Экономический аспект
Conclusie
Заключение
4 Hoofdstuk – Populaire literatuur
4 глава: религиозные популяризаторские издания
Populaire literatuur RKK
Популярные католические издания
Schwietert
Швайтерт
Küng
Кюнг
Mettepenningen
Миттепеннинген
Populaire literatuur PKN
Популярные протестантские издания
Krol
Крол
Van der Meiden
Ван дер Майден
De Roest
Де Руст
Dekker
Деккер
Conclusie
Заключение
Bronnen
Список использованной литературы

Ontkerkelijking of secularisatie?
Автор разделяет понятие "секуляризации" (secularisatie) - уход церкви из публичного пространства в, собственно, церковное. Нет больше крестных ходов, других публичных церковных ритуалов на площадях. Это явление не поддается точной количественной оценке;
и "отход от церкви" (Ontkerkelijking) - члены церковной общины постепенно теряют с ней связь, все меньше участвуют в ее жизни, реже ходят в церковь. Здесь возможна количественная оценка - число посещений церкви.

Комментариев нет :