Economie in de kerk
Onderzoek naar de invloed van economisch denken in literatuur over ontkerkelijking
Onderzoek naar de invloed van economisch denken in literatuur over ontkerkelijking
Церковь
и экономика
Как экономические воззрения ученых влияют на их подходы к изучению явления отхода прихожан от церкви
Как экономические воззрения ученых влияют на их подходы к изучению явления отхода прихожан от церкви
Guido Wiemer
Begeleider: Prof. B. Meyer
Datum: 11-6-2013
Begeleider: Prof. B. Meyer
Datum: 11-6-2013
Гвидо Вимер
Научный руководитель: профессор Б.Мейер
Научный руководитель: профессор Б.Мейер
Samenvatting
|
Резюме
|
|
|
Sommige
bedrijven kampen met de vraag hoe ze een hogere afzet kunnen bewerkstelligen,
terwijl in hun marktsegment er sprake is van een dalende afzet. Veel
kerkgenootschappen zitten in een vergelijkbare situatie: hoe kunnen ze hun
bestaande afzet behouden terwijl er steeds minder mensen verbonden zijn aan
een kerkgenootschap?
|
Каждый бизнес стремится увеличить свой
оборот, особенно, когда в его сегменте рынка наблюдается спад, и общие
обороты снижаются. Многие церковные общины сейчас вынуждены решать
аналогичную задачу: найти способ улучшить свое материальное положение, когда
все меньше людей связаны узами с церковью.
|
|
|
In de
wetenschappelijke literatuur zijn er drie benaderingen op ontkerkelijking.
Ten eerste is er de secularisatie these, waarin wordt verondersteld dat
religie steeds meer wordt teruggetrokken uit de publieke ruimte en alleen nog
een rol heeft in de privé ruimte. Ten tweede is er de ‘rational choice
theory’, waarin wordt verondersteld dat kerkgenootschappen concurreren om een
hogere afzet.
|
В научной литературе можно встретить три
подхода к вопросу отхода паствы от церкви. Одни считают, что религия все
больше уходит из общественной жизни в частную. Другие, сторонники
"теории рационального выбора", утверждают, что церковные общины конкурируют
между собой за более высокие "коммерческие" показатели.
|
|
|
Door deze concurrentie moeten kerkgenootschappen een kwalitatief
goed product aanbieden, waardoor er voor de consument vele opties zijn waaruit hij kan kiezen. Concurrentie leidt dus ook tot keuzemogelijkheden uit vele producten. Omdat er voor bijna iedere
consument wel iets te kiezen is blijft de religiositeit hoog. Een dalende
religiositeit is volgens deze benadering dan ook te wijten aan een gebrekkige
werking van de marktplaats.
|
Конкуренция понуждает общины предлагать
пастве "продукт" высокого качества, иначе, при нынешнем
"ассортименте" предлагаемых потребителю вариантов, он выберет
другой. А поскольку каждый потребитель может выбрать продукт, подходящий
именно ему, уровень религиозности должен оставаться высоким. По мнению
сторонников этой теории, религиозность снижается потому, что установившиеся
отношения пока еще недостаточно рыночные.
|
|
|
De laatste
benadering is “believing without belonging” van Grace Davie. Zij stelt dat
mensen nog wel religieus blijven, maar dat mensen zich niet meer willen
binden aan kerkgenootschappen. Wel blijven mensen kerkgenootschappen
belangrijk vinden voor bepaalde rituelen (doop, huwelijk, begrafenis), wat
Davie illustreert met het concept van “vicarious religion”.
|
Автор третьего подхода, Грейс Деви
называет его "верую, но не воцерковлён". Люди по-прежнему
религиозны, но не хотят быть связанным с общиной некими узами, хотя община
сохраняет для них свое значение при соблюдении ритуалов (крещения, заключения
брака, погребения). Дейви называет это "ритуальной религиозностью".
|
|
|
De
‘rational choice theory’ wordt door wetenschappers vooral op de Amerikaanse
situatie toegepast. Op andere (Westerse) landen (met name Europa) zou deze op
economische principes gebouwde theorie niet toepasbaar zijn.
|
По мнению ученых, "теория
рационального выбора" адекватно отражает ситуацию в США. К Европе она
неприменима, там ее экономические, по сути, механизмы, не действуют.
|
|
|
Daarom
vind ik het interessant om te onderzoeken in hoeverre er in Nederland
reacties op ontkerkelijking zijn waarin wel sprake is van een economische
redeneerlijn. Ik zal enkele niet-officiële literatuur (dus niet uitgegeven
door een kerkgenootschap) binnen de traditioneel grote kerkgenootschappen
(Rooms-Katholieke kerk –RKK-en Protestantse Kerk Nederland –PKN-) onderzoeken
op de aanwezigheid van een economische perspectief op ontkerkelijking. Deze
niet-officiële literatuur noem ik populaire literatuur.
|
Поэтому автор этой работы решил
исследовать, насколько тесно отход от церкви в Нидерландах связан с
экономикой. Он прочитал отдельные неофициальные издания (то есть, изданные не
самими общинами) на эту тему в рамках традиционных для страны основных религиозных
течений: католичества и протестантизма, пытаясь найти в них описание
экономических механизмов противодействия отходу от церкви. Это издания,
популяризирующие религию.
|
|
|
De
hoofdvraag in mijn onderzoek luidt:
|
Автор искал ответа на вопрос:
|
|
|
In hoeverre
is er sprake van een economisch perspectief in populaire literatuur over
ontkerkelijking binnen de PKN en RKK?
|
Какое место занимают экономические
аспекты в популярной религиозной литературе католиков и протестантов, где они важнее.
|
|
|
Er kan in
de literatuur sprake zijn van een expliciet economisch perspectief (Er wordt
voorgesteld om een kerkgenootschap te leiden als een bedrijf en afzet speelt
een zeer belangrijke rol) en van een impliciet economisch perspectief (afzet
speelt een belangrijke rol bij het vormen van het product, maar is niet
leidend en er wordt niet voorgesteld om een kerkgenootschap te leiden als een
bedrijf).
|
Действие экономических механизмов может
считаться непосредственным: община функционирует как предприятие, и
показатели ее экономической деятельности столь же важны, как и для
предприятия; или же опосредованным: показатели важны при разработке концепции
"продукта", но функционирование общины не уподобляется
функционированию предприятия, экономические показатели здесь - не
главное.
|
|
|
Het is ook
mogelijk dat er in de literatuur geen sprake is van een economisch
perspectief, maar van een theologisch perspectief. Hiervan is sprake als men
is gericht op (de tevredenheid van) de huidige gebruiker en de hoogte van de
afzet geen rol speelt bij de vorming van het huidige product.
|
В подобных изданиях могут рассматриваться
лишь теологические аспекты деятельности общины, но не экономические. Авторы
таких работ считают, что
"продукт" вполне отвечает запросам потребителя, а
экономические показатели не играют никакой роли в формировании обновленных
его версий.
|
|
|
Aangezien
ik een spanning zie tussen de (om)vorming van een product en de omgang met
huidige kenmerken van een product (in dit geval tradities binnen een
kerkgenootschap) is het ook relevant om te onderzoeken hoe men omgaat met
tradities. Ik zie vier mogelijkheden: Tradities worden niet besproken,
tradities worden wel besproken en gewaardeerd (behoudende visie), tradities
worden besproken en als negatief ervaren (progressieve visie) en tradities
worden gezien als een unique selling point (economische visie).
|
По мнению автора, раз существует явное
взаимовлияние целевого формирования концепции продукта и его индивидуальных
особенностей (то есть, традиций внутриобщинной жизни), важно рассмотреть
также различные аспекты традиций. Здесь есть 4 варианта: традиции не
обсуждаются; обсуждаются и соблюдаются (консервативный, охранительный
подход); оцениваются негативно (прогрессивный подход); рассматриваются как
"изюминка", на которую нужно делать упор в рекламе
"продукции" (коммерческий подход).
|
|
|
Het blijkt
dat er in de populaire literatuur vooral binnen de RKK een sterke nadruk ligt
op het aanpassen van het product, die vanuit de bestuurslaag vorm zou moeten
krijgen. In de populaire literatuur van de PKN ligt de nadruk niet zozeer op
een veranderend product om de buitenstaander aan te trekken, maar op het
individu om buitenstaanders aan te spreken. Overigens bestaat er onder schrijvers van beide kerkgenootschappen
het idee dat het product over het algemeen goed is en dat er weinig hoeft te
veranderen om buitenstaanders aan te trekken.
|
Похоже на то, что популярная религиозная
литература, особенно католическая, делает сильный упор на целевые
воздействия, призванные придать "продукту" оптимальную для
большинства "потребителей" форму. Протестантская же церковь
стремится не столько улучшить "продукт", сколько привлечь в общину
новых членов, сейчас находящихся вне ее, причем, применяя к каждому из них
индивидуальный подход. В остальном, авторы того и другого религиозного
воззрения сходятся на том, что предлагаемый ими "продукт" и так
достаточно хорош, и вполне способен без радикальных "улучшений"
привлечь в общину новых членов извне.
|
|
|
Van de
drie onderzochte schrijvers binnen de RKK was er bij twee (Schwietert en
Mettepenningen) sprake van een expliciet economisch perspectief en bij één
(Küng) sprake van een theologisch perspectief. Van de vier onderzochte
schrijvers binnen de PKN is er bij één (van der Meiden) sprake van een
expliciet economisch perspectief, bij één is er sprake van een impliciet
economisch perspectief (Krol) en bij twee (De Roest en Dekker) is er sprake
van een theologisch perspectief.
|
Из трех изученных работ авторов
католического направления, двое (Швайтерт и Миттепеннинген) стоят на позициях
непосредственной связи с экономикой, один, Кюнг, рассматривает лишь
теологический аспект явления. Из четырех изученных работ протестантских авторов,
один (Ван дер Майден) сторонник непосредственной связи с экономикой, один,
Крол, исходит из положения об опосредованной связи, двое, Де Руст и Деккер,
считают важным лишь теологический аспект явления.
|
|
|
Wat
betreft de omgang met tradities is de economische visie (tradities als unique
selling point) alleen terug te vinden bij schrijvers met een expliciet
economische visie. De progressieve visie is terug te vinden bij twee
schrijvers met een expliciet marktgerichte denkwijze en één schrijver met een
theologisch perspectief. De behoudende visie is terug te vinden bij twee
schrijvers met een theologisch perspectief en één schrijver met een impliciet
marktgerichte denkwijze.
|
Мнения о том, что религиозные традиции, с
точки зрения экономики, это "изюминка" продукта, придерживаются
только авторы - сторонники непосредственно экономического подхода.
Прогрессисты, негативно относящиеся к традиции, есть среди сторонников непосредственно
экономического подхода (таких двое) и среди авторов
"теологического" направления (один). Консервативной, охранительной
точки зрения на традиции придерживаются два автора теологического направления
и один сторонник опосредованной связи отхода от церкви с экономикой.
|
|
|
Naast de
hoofdvraag heb ik in dit onderzoek nog een vraag gesteld: “welke
toegevoegde waarde heeft dit economisch perspectief voor de bestudering van
ontkerkelijking?”
|
Кроме упомянутого основного аспекта,
автор исследовал еще один: Какую "прибавочную стоимость" дает
экономический подход к изучению явления отхода от церкви?
|
|
|
Uit mijn
onderzoek is gebleken dat, alhoewel wetenschappers de ‘rational choice
theory’ vooral toepassen op de Amerikaanse situatie, dat de onderliggende
redeneerlijn ook aanwezig is in niet-officiële literatuur over
ontkerkelijking binnen Nederland. Aangezien mijn onderzoek op vrij kleine
schaal is gedaan, is het wenselijk om meer onderzoek te verrichten naar de
aanwezigheid van een economisch perspectief binnen (niet-officiële)
literatuur over ontkerkelijking. Wellicht is dit economisch perspectief
sterker aanwezig dan verwacht.
|
Из проведенного автором этой работы
исследования ясно, что хотя большинство ученых - сторонников теории
"рационального выбора", имели ввиду ситуацию в США, подобного рода
аргументация встречается и в популяризаторской религиозной литературе об этом
явлении в Нидерландах. За нашей скромной работой должны последовать другие, о
наличии экономической подоплеки в неофициальных, популярных изданиях о
явлении отхода от церкви. Может статься, она играет более важную роль, чем
нам казалось.
|
Цветами в оригинале - тавтология: два раза ПОДРЯД одна и та же мысль, только другими
словами.
Всего
38 страниц.
Вот
оглавление:
Inhoud
|
Оглавление
|
Samenvatting
|
Резюме
|
Inleiding
|
Введение
|
1
Hoofdstuk – Ontkerkelijking
|
1 глава - отход от церкви
|
Kerklidmaatschap
|
Принадлежность к церкви
|
Kerkbezoek
|
Посещения церкви
|
Overige
kerkgenootschappen
|
Другие церковные общины
|
De
marktplaats: geen ruimte voor religie?
|
Рыночные отношения: есть ли здесь место
религии?
|
Conclusie
|
Заключение
|
2
Hoofdstuk – Theorieën over ontkerkelijking
|
2 глава: гипотезы о причинах отхода от
церкви
|
Ontkerkelijking
of secularisatie?
|
Отход от церкви или секуляризация?
|
Ontkerkelijking
|
Отход от церкви
|
De
secularisatie theorie
|
Теория секуляризации
|
De
“rational choice theory”
|
Теория "рационального выбора"
|
“Believing
without belonging”
|
"Верую, но не воцерковлён"
|
Conclusie
|
Заключение
|
3
Hoofdstuk – Economisch perspectief
|
3 глава: экономический аспект
|
De
evolutionaire economie
|
Развитие экономики
|
Innovatie
|
Инновации
|
Innovatie
en tradities in de kerk
|
Новации и традиции в церкви
|
Een
economisch perspectief
|
Экономический аспект
|
Conclusie
|
Заключение
|
4
Hoofdstuk – Populaire literatuur
|
4 глава: религиозные популяризаторские
издания
|
Populaire
literatuur RKK
|
Популярные католические издания
|
Schwietert
|
Швайтерт
|
Küng
|
Кюнг
|
Mettepenningen
|
Миттепеннинген
|
Populaire
literatuur PKN
|
Популярные протестантские издания
|
Krol
|
Крол
|
Van der
Meiden
|
Ван дер Майден
|
De Roest
|
Де Руст
|
Dekker
|
Деккер
|
Conclusie
|
Заключение
|
Bronnen
|
Список использованной литературы
|
Ontkerkelijking
of secularisatie?
Автор
разделяет понятие "секуляризации" (secularisatie) - уход церкви из публичного пространства в, собственно,
церковное. Нет больше крестных ходов, других публичных церковных ритуалов на
площадях. Это явление не поддается точной количественной оценке;
и "отход
от церкви" (Ontkerkelijking) - члены
церковной общины постепенно теряют с ней связь, все меньше участвуют в ее
жизни, реже ходят в церковь. Здесь возможна количественная оценка - число
посещений церкви.
Комментариев нет :
Отправить комментарий