Оглавление блога

четверг, 21 января 2010 г.

Обманчивая фактура

Мелкая философия на глубоких местах

В журнале "Наука и жизнь" читал как-то, в 70-е:

а) В коробке 20 шаров, сколько-то черных, сколько-то белых. Через небольшое отверстие запускаешь туда руку, вынимаешь шар. Смотришь, черный он или белый. КЛАДЕШЬ ЕГО ОБРАТНО. Снова, и т.д. После нескольких десятков таких манипуляций, твоя интуиция точно (с минимальной погрешностью) подскажет тебе, сколько там черных и сколько белых. (Якобы, сам я не проверял!)

б) Книжка "Лекции по теории вероятностей". Профессор (в предисловии):
- Один студент меня спросил, сколько нужно учиться, чтобы научиться интуитивно приблизительно определять вероятность?*
- Я вот 20 лет преподаю теорию вероятности и у меня до сих пор интуиции не выработалось. Каждый раз даже я вынужден по формулам вычислять вероятность.


Говорит, человек вообще не способен выработать вероятностную интуицию.

А может, этот профессор просто ошибочно считал себя человеком? Может, другие - могут? (см. выше).

К чему это я? А вот:

Обычно (в 99,9% случаев) фактура человека соответствует его сущности - простачок, интеллигент, пройдоха, и далее, по списку. То есть, у нас по мере жизни, вырабатывается интуиция на этот счет (внешний вид -> внутренняя суть). Но!!! Изредка случаются ошибки природы, на которых интуиция дает сбой: с виду - интеллигент, на самом деле - образованец; с виду простачок - пройдоха, с виду наивняк - стерва. Знал одного проектировщика, с виду - знающий специалист (не только моё впечатление!), на деле - фантастически дебильный чел! Это что-то! Но: умеет, когда нужно, наморщить лоб, сказать "А вот здесь мне нужно подумать...", да так достоверно! Некоторые из таких счастлИво всю жизнь кормятся только за счет такой ОБМАНЧИВОЙ ФАКТУРЫ.

* Уже писал в другом посте: Ричард Фейнман, Нобелевский лауреат по физике, дал такое определение: я "понимаю" некоторую физическую формулу, если я могу грубо прикинуть ее результат, не производя, собственно, вычислений.

Комментариев нет :