Обратите внимание на дату оригинальной публикации.
Интересная статья, у мужика есть что сказать, мысли интересные, сведения. Мне понравилось, и вам рекомендую. Русского перевода не нашел, вот перевел сегодня быстренько с утра, от нечего делать. Чуть позже выложу ссылку на файл, где в две колонки параллельные, вдруг понадобится кому...
Проблема браков между двоюродными родственниками
Древний обычай препятствует возникновению демократических наций
Стив Сейлер
The American Conservative от 13 января 2003 года, стр. 20-22.
Cousin Marriage Conundrum
The ancient practice discourages democratic nation-building
by Steve Sailer
Многие выдающиеся политики неоконсервативного толка призывают США не просто завоевать Ирак (а затем, возможно, и некоторые другие мусульманские страны), но и осуществить такие преобразования иракского общества, которые послужили бы толчком для начала процесса демократизации всего Ближнего Востока. Но Американцы знают о странах региона так мало, что большинство из нас даже не подозревает о таком важнейшем феномене арабской мусульманской цивилизации, как браки между двоюродными родственниками, традиции, которая может стать серьезным препятствием осуществлению наших планов по сплочению народов Ирака.
В Ираке, как и почти везде на Ближнем Востоке, почти половина браков заключается между двоюродными или троюродными братьями и сестрами. Исследование, проведенное в 1986 году среди 4,5 тысяч состоящих в браке пациентов и персонала одной багдадской больницы, показало, что 46% из них являлись двоюродными или троюродными братьями и сестрами. Менее масштабное исследование в 1989 году выявило 53% "кровосмесительных" браков. Самый известный пример - Сажида, первая жена Саддама Хуссейна, его двоюродная сестра.
Родственные браки обеспечивают приверженность семейным ценностям, стремление поддерживать родственников, но тем самым, затрудняют развитие институтов гражданского общества. Многие американцы сейчас уже знают, что в Ираке три этнические группы - курды на севере, сунниты в центре страны и шииты на юге. Ясно, что межэтнические распри усложняют задачу управления Ираком и его реформирования. Но это очень упрощенное представление об этнической структуре этой страны. Каждый из этих этносов, в свою очередь, делится на племена, кланы и роды, между которыми постоянно возникают и исчезают отношения поддержки, соперничества или конфликтов. Без учета такого важного фактора, как институт родственных браков, невозможно разобраться в этом дьявольски запутанном социальном раскладе.
Многие исследователи отмечали раздробленность и клановость ближневосточных обществ. В 1931 году король Ирака Фейсал говорил, что его подданные "совершенно лишены патриотизма, их ничто не связывает между собой, они склонны идти за подстрекателями, склонны к анархии, и всегда готовы бунтовать против любого правителя". По нашему мнению, основная причина клановости, коррупции и столь частых государственных переворотов в странах, подобных Ираку, это именно широкое распространение браков между родственниками.
Известно, что для мусульманских стран характерны тесные отношения поддержки между родственниками, и в то же время очень слабый патриотизм. В таких странах как США, где сильны традиции индивидуализма, многие ошибочно полагают, что семейные ценности неразрывно связаны с гражданскими добродетелями, с готовностью к самопожертвованию ради блага всего общества. Однако, в исламских странах преданность "родовой семье" зачастую не подразумевает преданности родине и народу. Это отрицательно влияет на развитие гражданского сознания, мешает добиться военных и экономических успехов.
Комментатор Рендал Паркер писал: "Люди западной культуры, анализируя ближневосточную политику, часто недооценивают такой важнейший фактор, как широкое распространение родственных браков. Политические связи не идеологического, а родственного свойства, не учитываются, поскольку они не вытекают из абстрактных моделей западной идеологии, из наших представлений о надлежащей организации обществ и политических систем. Невероятно сплоченные родовые семьи, где приверженность интересам рода преобладает над любыми соображениями беспристрастности и справедливости по отношению к посторонним - вот настоящие враги гражданского общества. Однако, этот очевидный факт не упоминают 99% из тех, кто обсуждает пути решения ближневосточных проблем. Как же нам удастся преобразовать Ирак в современное либеральное демократическое общество, если каждый правительственный чиновник рассматривает госслужбу лишь как инструмент для усиления влияния собственного клана за счет принижения представителей других кланов?"
Норвелл Де Аткин, американский полковник в отставке, в течение нескольких лет обучал арабских союзников США технике ведения современного боя. В его статье "Почему арабы проигрывают войны", опубликованной в журнале "Американская дипломатия", он разочарованно отмечает: "Во-первых, широко известно, что арабы не доверяют никому, кроме своих родственников, а это отрицательно влияет на ведение наступательных операций. В этой культуре почти все сферы человеческой деятельности, в том числе и бизнес, и социальные связи, основаны на семейно-родственных отношениях, армия и боевые действия тоже не являются исключением из общего правила. Наступательные действия - это обстрел и маневр. Те, кто осуществляют маневр, должны быть уверены в огневой поддержке вспомогательных частей или родов войск. Если такой уверенности нет, чтобы поднять войска в атаку против укреплений противника, офицеры должны подняться и вести солдат за собой в атаку, а такой стиль действий не характерен для арабских лидеров".
Френсис Фукуяма в написанной в 1995 году книге "Доверие: Социальные добродетели и экономическое процветание", тоже отмечает, что в таких странах, как Италия, где сильны традиции родственной поддержки, могут возникать динамичные семейные предприятия. Тогда как для служащих более крупных корпораций здесь характерны ничегонеделание, коррупция и непотизм, именно в силу того, что их работники не доверяют друг другу настолько, чтобы ставить интересы предприятия превыше интересов собственной родовой семьи. В арабских странах приверженность семье еще сильнее, чем даже на Сицилии, это еще сильнее сказывается на их крупных корпорациях.
Предубеждения против родственных браков среди американцев настолько сильны, что большинство из них даже теоретически не станут рассматривать такую возможность. Однако, "сговоренные" браки между двоюродными братом и сестрой (особенно между детьми братьев) считаются идеальными в странах северной Африки, Ближнего Востока, в Пакистане и в Индии.
Среди американцев же, напротив, предубеждения против "кровосмесительных" браков сильнее, чем среди любых других народов. Результаты трех огромных по объему исследований, проведенных в США с 1941 по 1981 годы, показали, что браки между двоюродными и троюродными братьями и сестрами составляют не более 0,2% от общего числа заключенных браков.
По мнению американцев, браки между двоюродными родственниками - признак "деревенщины". Старые стереотипы о десятилетиями кровно враждующих между собой кланах горцев, избегающих неродственных браков, не лишены основания. Одно проведенное в 1942 году исследование, в котором участвовало 107 семей в Бич Крике, штат Кентукки, показало, что 19% из них были кровосмесительными. Однако, даже жители Кентукки чаще женятся на троюродных сестрах, чем на двоюродных, тогда как в странах ислама преобладают браки между двоюродными родственниками.
В большинстве стран Европы доля родственных браков не превышает 1%, в остальных странах мира, за исключением широкой зоны, которая тянется от Марокко до юга Индии, их не более 10%.
Однако, из-за иммиграции из мусульманских стран, доля кровосмесительных браков в Европе повышается. По данным австралийского генетика, одного из крупнейших специалистов по родственным бракам, Алэна Биттлза из университета Эдит Кован (г. Перт), "В Великобритании постоянно проживает около 500 тысяч выходцев из Пакистана. От 50% до 60% браков среди них - родственные, и доля их растет" (На сайте Биттлза www.Consang.net представлены результаты нескольких сот исследований по распространенности кровосмесительных браков в разных странах мира).
В последние годы страны Европы все активнее препятствуют очень широко распространенной среди иммигрантов из мусульманских стран практики согласованных браков детей иммигрантов с гражданами страны их происхождения, которые зачастую являются их родственниками. В одном исследовании среди турецких гастарбайтеров в датском городе Иш??? выявлено, что в 98% случаев иммигранты 1-го, 2-го и 3-го поколений женятся на супругах из Турции, которые затем приезжают на жительство в Данию. Хотя, среди турок родственные браки менее распространены, чем среди арабов и пакистанцев, что хорошо коррелирует с более высоким уровнем патриотизма в Турции.
Законы европейских стран о "воссоединении семей" дают иммигранту возможность привезти в Европу своих племянников, женив их на собственных дочерях. Не удивительно, что законы о воссоединении семей действуют лишь в одном направлении - новый супруг переезжает из своей бедной мусульманской страны жить в богатую Европу.
Если родившаяся в Европе дочка иммигранта откажется выйти замуж за своего двоюродного брата из страны происхождения просто потому, что она его не любит, ее родственники не получат иммиграционной визы. Поэтому семья оказывает на такую девушку сильное давление, вынуждая ее считаться с интересами рода.
Новое правительство Дании, состоящее из консерваторов, ввело закон, препятствующий заключению таких браков, которые служат лишь для получения виз. Дейвид Бланкет, британский министр внутренних дел, призвал иммигрантов выбирать себе партнеров для брака среди тех, кто уже живет в Британии.
В отличие от ближневосточных стран, в Европе произошло то, что Самюэль Хантингтон назвал "революцией Ромео и Джульетт". В Европе благосклоннее стали смотреть на желание молодой женщины выйти замуж за любимого человека. Этому способствовала и давняя борьба католической церкви против родственных браков, даже если это "четвероюродные" и более дальние родственники. Это ослабило в Европе традиции "родовой семьи", так что преимущества "браков по договору между родственниками" стали менее очевидными, что усилило институты национального масштаба - церковь и национальное государство.
Высокая доля родственных браков в мусульманских странах вряд ли зависит от религии. Не ниже она и среди последователей индуизма на юге Индии, где даже отдают предпочтение бракам между дядей и племянницей, где генетическое сходство, а значит, и вредные последствия для здоровья потомства, в два раза выше, чем между двоюродными братьями и сестрами.
Рафат Хусаин из Пакистана, старший преподаватель университета австралийского штата Новая Англия, пояснила мне, что ислам специально не поощряет браки между двоюродными родственниками. На ранних этапах распространения этой религии, напротив, поощрялись браки за пределами своего клана, чтобы расширить культурное и религиозное влияние. Этот обычай имеет мало общего с исламом (да и с любой другой религией), он появился гораздо раньше. Кроме того, родственные (то есть, эндогамные) браки довольно распространены и среди живущих на Ближнем Востоке христиан, хотя и меньше, чем среди мусульман.
Эта ближневосточная традиция - более древнего происхождения, она отражена в ветхозаветной книге Левита. В родословной еврейских патриархов, прародителей еврейского народа, было множество родственных браков. Сара, жена Авраама, была его сводной сестрой. Его сын Исаак женился на Ребекке, своей некогда отнятой от семьи двоюродной сестре. А Яков, сын Исаака, женился на двух своих двоюродных сестрах, Леа и Рашели.
Двенадцать его сыновей стали прародителями двенадцати колен израилевых. Из-за кровосмесительных браков между родственниками разной степени родства, у 8 законнорожденных сыновей Якова было всего 6 разных прадедушек, вместо обычных восьми.
Почему же такое множество людей во всем мире предпочитают в качестве супругов родственников? Хусаин пояснила, что в патриархальных обществах сильно влияние родственников, а обычаи разделения полов соблюдаются более строго, так что выбор супруга ограничен теми, кого ты знаешь. Хотя выбор родственников в качестве супругов отчасти обусловлен социально-экономическими соображениями, важнее другая причина: где родственники найдут тебе достойную партию? Часто, выбор падает на тех, кого они знают, и кому могут доверять.
Другой важный аргумент, особенно важный в культурах с обычаями наследования, как у древних предков евреев и мусульман - желание не допустить дробления имущества среди слишком многих наследников. Особенно важно это в цивилизациях, экономика которых основана на предприятиях семейного масштаба.
Ведь у людей, состоящих в эндогамных браках, меньше не только разных предков, но и разных потомков - и имущество целее, и братья дружнее. Если глава семьи и владелец имущества женит своего сына на дочери своего младшего брата, его внук и внук его брата - это одно и то же лицо. И младшему брату спокойнее, что его внук является также внуком и наследником главы семьи, то есть, его старшего брата. Брак между двоюродными братом и сестрой смягчает соперничество детей по поводу наследства, большая родовая семья становится сплоченнее.
Антрополог Карлтон Кун указывает также на то, что чем меньше у кочевого араба родственников (в результате родственных браков), тем меньше людей, за убийство которых честный человек обязан отомстить.
Конечно же, у родственных браков есть и недостатки, прежде всего медицинского свойства. В браках между родственниками выше шансы передать потомству наследственные заболевания, вызванные поврежденными рецессивными генами. Биттлз обнаружил, что если исключить влияние социально-экономических факторов, у детей двоюродных родственников на 30% выше вероятность умереть в возрасте меньше года.
Но главный недостаток, всё же, наверное, политического свойства.
Не потому ли мусульманин, особенно араб, предан своему роду гораздо сильнее, чем своей стране, что из-за бесчисленных поколений родственных браков, между ним и другими членами его семьи гораздо меньше генетических различий, чем между членами семьи в странах Запада? Франк Салтер, политолог института Макса Планка в Германии, автор недавно вышедшей книги "Опасные сделки: доверие, родственные связи, национальность", где с социобиологических позиций объясняется, почему мафиозные семейства - это действительно семьи, состоящие из родственников, сказал мне, что по его интуитивным ощущениям, этот фактор тоже играет свою роль.
Согласно одному из основополагающих законов современной теории эволюции, количественную формулу которого в 1964 году вывел знаменитый Уильям Хамильтон, ученый-биолог из Оксфордского университета, так называемому "закону родственной симпатии", чем меньше генетических различий у двух людей, тем больше они преданы друг другу, тем бòльшим готовы друг ради друга пожертвовать. В результате естественного отбора, мы приобрели стремление не только распространять свои гены, но и помогать нашим родственникам, обладателям копий некоторых из наших генов, распространять их собственные гены.
Таким образом, у непотизма есть биологическая основа. Гамильтон обнаружил, что уровень родственной симпатии зависит от степени генетического сходства. Полвина ваших личностно зависимых генов - такие же, как и у ваших детей и братьев-сестер, но четверть - такие же, как и у ваших племянников и внуков, поэтому уровень вашей симпатии к ним чуть меньше. На одну восьмую ваши гены совпадают с генами ваших двоюродных братьев и сестер, и на 1/32 - с троюродными. То есть, ваши теплые родственные чувства быстро убывают по мере дальности родства.
Но если в вашем роду были родственные браки, из-за многочисленных перекрестных связей степень этого убывания снижается. Тогда вы все генетически более похожи друг на друга, соответственно усиливаются ваши родственные чувства. Если ваша дочь за мужем за вашим племянником, которого вы знаете с детства, на него одного придется весь ваш родительский альтруизм, который иначе (в случае экзогамного брака) распределился бы между двумя разными людьми - племянником и зятем.
К сожалению, обычно непотизм - это игра с нулевой суммой: насколько вы щедрее к вашим родственникам, настолько же меньше душевных ресурсов у вас останется на благосклонное и даже просто беспристрастное отношение к тем, кто родственником не является. Поэтому язва непотизма столь сильна в странах, подобных Ираку, где Саддам назначил своих многочисленных родственников из Тикрита, откуда он сам родом, на многие ключевые государственные должности.
Более того, из-за кровосмесительных браков род может превратиться в миниатюрную расовую группу, обладающую собственным, частично обособленным набором генов. Так, заводчикам собак благодаря родственному скрещиванию удается выводить новые породы всего за несколько поколений. Живым примером большой семьи, благодаря родственным бракам ставшей отдельной этнической группой, могут служить древние евреи (семья состояла из Авраама и его братьев). Этот процесс на Ближнем Востоке продолжается тысячи лет, поэтому до наших дней сохранились не только евреи, но и совсем небольшие группы с древних времен вступающие в кровосмесительные браки, такие как самаритяне, сабеи - почитатели Иоанна Крестителя, езиды, почитающие Люцифера.
Подытожим: хотя неоконсерваторы постоянно ссылаются на то, что после Второй мировой войны Америке удалось провести необходимые преобразования в Германии и Японии, а значит, удастся добиться того же и на Ближнем Востоке, социальная структура иракского общества является прямой противоположностью структур этих двух национальных государств, где народы не знали традиции кровосмешения, а следовательно, преданы своей родине, готовы помочь ближнему. Иракцы же, напротив, больше напоминают кровно враждовавшие роды Хатфилдов и Маккоев.
Вот, вчера обещал, кому интересно, этот же текст в две колонки, английский и русский.
А то на блоге слишком громоздко получается...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению
(
Atom
)
Комментариев нет :
Отправить комментарий