Оглавление блога

пятница, 22 января 2010 г.

Специфический язык

1) Приходит как-то к нам в мастерскую военный в 1990/91 году, просит рассказать ему алгоритм подключения компьютера (ZХ - Spectrum) к телевизору, типа: "Я подключу сам, а вам заплачу за консультацию". А я без дури с детства, начинаю ему объяснять (какой компьютер, какой телевизор), и по вопросам слышу, что он ни в зуб ногой. Говорю:
- Извините, ради бога, но по вашему разговору я слышу, что вы это не сумеете сделать, хотя это, поверьте, очень просто.
- Ну это не я буду делать, а один мой друг, вы мне объясните, я ему передам...
- Пусть этот ваш друг позвонит, я ему СУМЕЮ ОБЪЯСНИТЬ даже по телефону, он меня поймёт, и сделаю это совершенно бесплатно!
- Расскажите мну, этот мой друг очень занят.
- Поверьте, мне нисколько не жалко, но по вашему разговору я вижу, что вы не донесёте до него эту информацию, вы её расплескаете по дороге...
- Да нет, я сейчас законспектирую.
Еще раз возражаю, что вот у вас один компьютер и один телевизор, а у меня их уже 2 года по 3 штуки в день, будьте умницей, поверьте, пусть позвонит. Если я услышу, что он понимает, охотно ему объясню забесплатно так, чтобы он понял и смог сделать.

Через пару дней приходит с солдатиком срочной службы (тот, якобы, его ЗНАКОМЫЙ, который был настолько занят, чтобы позвонить мне в мастерскую на приемку), я ему объяснил КАК, и был вполне уверен (по репликам слышал!), что он понял и сумеет. Этот, капитан или майор (я сам не служил, и языка погон не понимаю), сунул мне 10 р. (я пытался отказаться). Единственный симпатичный момент - он еще как-то тогда стеснялся, что использует в качестве бесплатной РАБсилы СОЛДАТА срочной службы.

2) Тогда у многих - мозги набекрень, типа читали где-то что-то про жуткий оскал капитализма. Один радиомеханик из другой мастерской нашего же 4 цеха подходит к Женьке Тихонову и просит рассказать, как в Электронике Ц-401 заменить кинескоп (дерьмовый!) 32ЛК-Ц1, на 32ЛК-Ц2 (или 3), которые тогда пахали по 10 лет!

Типа: "Нет, это моя ноу-хава, с какой стати?"
Я случайно стал свидетелем диалога. Грю:
- Ну ты чё? Твой же знакомый, наш же человек!
- А чё я свою технологию должен за просто вот так всем раскрывать?

(Ну технлогия-то была наполовину моя, я написал на завод-производитель, с вопросом "как?". Они прислали 2 стр. алгоритма (небольших!) переделок, дал Женьке, он довел это до ума, поскольку конкретно занимался этими аппаратами).

- Дык, ты же не скроешь! Он же тёщу свою пошлет с этим телевизором (клиентовским), а ты ее в лицо не знаешь! Сделаешь, он посмотрит (радиомеханик же!) что и как, и поймет всю эту нехитрую технологию, и будет так же делать! А дружбы уже нет, отношения уже не те! И чё, ради 1 недели удержания в секрете стоит ссориться с коллегой, с которым ты 20 лет знаком и работал?

То есть, у людей, внезапно для себя оказавшихся в рыночной экономике, были еще советские представления о ноу-хау и корпоративных тайнах. Типа, я звоню (некоторым особо тупым) знакомым от своего имени, прошу сказать расценки. Многие (отнюдь не некоторые!) - грят: "Что ты, это же коммерческая тайна!"

Невдомек несчастным и убогим, что цена продукта (услуги) не может быть коммерческой тайной. Я же попрошу позвонить подругу / товарища, представиться клиентом и узнаю сей секунд!

И вот, языковой аспект:

Приходят как-то к нам бывшие коллеги-магнитофонщики, которые год у нас в мастерской работали.

И Женька Голик меня спрашивает дефект, объясняет. Я ему пару вопросов, после чего:
- Жень, по твоим объяснениям, я даже не могу понять, что за дефект, потому что ты НЕ НА НАШЕМ ЯЗЫКЕ ГОВОРИШЬ.

Искажения изображения весьма разнообразны, неспециалист не в состоянии адекватно их описать ОБЫДЕННЫМИ словами. Радиомеханики привыкли - вот такая картинка (движущаяся!) называется:

сечка
выбивание строк
кадры плывут / дёргаются / подёргиваются
зàворот сверху
зàворот снизу
зàворот по частоте
чересстрочность
противофаза
коммутатор стоит
АРУ (автоматическая регулировка усиления)
нет (синего, красного, зеленого) в сигнале
нет (синего, красного, зеленого) в балансе

и т.п.

Один раз по рани на заявке - клиентка (молодая!) говорит: про ч/б ламповый "Каскад-204" - пропадает изображение. То потухнет, то погаснет.
- Когда изображение пропадает, экран гаснет? Черный или светлый?
- Гаснет. Черный.
- А звук остаётся, когда экран погас?
- Остаётся, но перед тем, как изображению снова появиться, звук на несколько секунд пропадает.
НУ ВСЁ! Она мне сказала точно дефект, искать даже не надо. Пропаял накал лампы 6Р4П и всё.

К сожалению, среди людей такие наблюдательные очень редко встречаются. Среди женщин - тем менее!
Та - просто уникум была!

Комментариев нет :