Оглавление блога

воскресенье, 13 декабря 2009 г.

Читальный зал

Сидихменов В. Я. Маньчжурские правители Китая.  М., 1985 — 448 с, ил.

Увлекательно - ни Дэн Браун, ни Джоан Роулинг здесь даже близко не валялись!

Книга - историческая, не художественная, но живо и увлекательно описаны невыдуманные (!!!) подлые интриги, жестокие нравы, трагические судьбы, и т.д.

Минская империя переживала серьезный политический и экономический кризис. Высокая рента, непосильные налоги и всевозможные поборы тяжелым бременем ложились на плечи крестьян, приводили их к обнищанию и разорению. В ряде провинций свирепствовал голод. Распри между феодалами, их междоусобные столкновения еще более накаляли обстановку. Чтобы поддержать расшатавшийся феодальный строй, минские правители не останавливались перед кровавой расправой над теми, кто открыто выступал против тирании. Императорский ОМОН старался...

Император Чун Чжэнь оставил письмо вождю повстанцев Ли Цзычэну. В нем говорилось: "Чиновники стали изменниками своему императору. Они служили своему повелителю слишком недобросовестно. Все они достойны смерти, и выполнить этот приговор — было бы только актом справедливости. Всех их нужно казнить, для того чтобы научить лучше служить своим государям — тем, которые будут после них. Народ не заслуживает наказания, потому что он ни в чем не виноват, и дурное обращение с ним было бы полнейшей несправедливостью..." Ну да, казнь - прогрессивный дидактический метод, школьным учителям нужно взять его на вооружение...

Маньчжуры не принимали участия в производительном труде и торговле — это считалось для них унизительным делом. Они в большинстве своем служили чиновниками, офицерами и солдатами. По совершеннолетии сыновья офицеров и солдат маньчжурских войск получали жалованье от государства. За одно и то же преступление китайцы несли более суровое наказание, чем маньчжуры. Мама, роди меня манчжуром!

В год завоевания Китая, т. е. в 1644 г., маньчжуров насчитывалось 300 тысяч, а китайцев—300 миллионов! Это заставило маньчжурских завоевателей прибегнуть к кардинальным мерам: маньчжурам запрещалось вступать в брак с китаянками, а китайцам — жениться на маньчжурках. Долой апартеид!

После того как в 1644 г. маньчжурские завоеватели захватили Китай, все императоры были выходцами из их среды. Одноклассники.ру

Цыси сказала о себе:

"Я часто думаю, что я — самая умная женщина, которая когда-либо жила на свете, и никто не может быть сравним со мною. Хотя я много слышала о королеве Виктории и читала кое-что переведенное на китайский язык о ей жизни, однако я не думаю, что ее жизнь была хотя бы наполовину более интересной и содержательной, чем моя. Англия — одна из великих держав мира, но это не давало королеве Виктории абсолютной власти. Она во все времена имела способных людей за своей спиной в парламенте, и, конечно, они подробнейшим образом обсуждали все проблемы, прежде чем добиваться поставленной цели. А королева Виктория всего лишь подписывала необходимые документы и в действительности не могла судить о политике страны.

Теперь посмотрите на меня. Я имею 400 миллионов подданных, и все зависит от моего решения. Хотя в моем распоряжении находятся Верховный императорский совет, призванный давать мне рекомендации, однако он всего лишь занимается различными перемещениями чиновников. Все важные вопросы я должна решать сама". Профукала и власть, и страну, опекала своего сына, "малолетнего" императора до его смерти в 37 летнем возрасте...

При правительстве находились так называемые цензоры. Они имели право высказывать порицание членам императорского дома и даже самому императору. Но это не означало, что Сын неба был ответствен перед ними: критика со стороны цензора скорее являлась моральной оценкой действий императора. Если цензор решался подать правителю Китая свои советы или выступить перед ним с какими-то пожеланиями, то он действовал в основном на свой страх, рискуя быть изгнанным или даже казненным.

В Китае издавна, со времен династии Сун (960— 1279) существовала система круговой поруки и коллективной ответственности, называемая по-китайски «баоцзя».

Кроме семейной круговой поруки в феодальном Китае существовала так называемая соседская круговая порука. В случае какого-либо преступления живущие поблизости считались за него ответственными, так как признавалось, что они могли заблаговременно знать о преступлении и донести об этом властям.

О своем приближенном евнухе Юань Цзиньшоу последний маньчжурский император Пу И в своей книге "Первая половина моей жизни" писал: "С наступлением зимы он каждый день менял шубу. Он никогда не надевал дважды одну и ту же соболью куртку. Одной только шубы из морской выдры, которую он однажды надел на Новый год, было достаточно для того, чтобы мелкому чиновнику прокормиться всю жизнь". У Имельды Маркос, жены филлипинского диктатора тоже, помнится, было всего две ноги, но 40 тысяч пар обуви.

Очно и заочно император получал от своих подданных доказательства нижайшего к нему почтения. Самые высокие сановники империи совершали земные поклоны даже перед пустым троном императора или стоявшей рядом с троном ширмой из желтого шелка, которую украшали изображения дракона (символ могущества) и черепахи (эмблема долголетия).

Император редко выезжал за пределы дворцов, главным образом для совершения жертвоприношений в одном из пекинских храмов. О каждом таком выезде заранее извещалось в «Пекинское вестнике». После такого извещения местные власти приводили в приличное состояние улицы, по которым должен проехать императорский кортеж. Мы, оказывается, в империи Цинь живем!

Китайских чиновников европейцы называли мандаринами. Слово «мандарин» происходит от португальского mandar — командовать, управлять.

Мандарин был особенно страшен для простолюдина в роли cудьи: он мог по своему произволу и капризу погубить жертву, прибегая к различным изощренным пыткам и избиениям. И никто не мог заступиться за несчастного, потому что такой чиновник едином лице был и судья, и адвокат, и юрист, и прокурор.

Наиболее распространенным способом дознания были пытки - обвиняемый, стремясь избежать нечеловеческих мучений, ставил подпись или отпечаток пальца под протоколом дознания, как бы он ни был составлен. Пыткам зачастую подвергались не только обвиняемый, но и истец и свидетель.

Замечательный русский китаевед И. Бичурин, проживший долгие годы в Пекине, в 1840 г. писал о бедности китайских простолюдинов: "Бедные люди по недостатку в средствах на пропитание едят конину, ослятину, верблюжину, кошек, собак и не толь живых, но и палых. Мне самому доводилось видеть, с какой заботливостью бедный тащил случайно найденную им на улице дохлую кошку или собаку".

Отчаянная бедность, граничившая с медленной голодной смертью, заставляла бедняка лишать себя жизни вместо приговоренного к смерти богача за соответствующее денежное вознаграждение: пусть семья несчастного на эти деньги приобретет клочок земли.

Вести о падении Нанкина под ударами тайпинских повстанцев и их социально-экономических реформах вызвали переполох в Пекине.

Англия, Франция и США решили воспользоваться гражданской войной в Китае для проникновения в глубь этой страны. Маньчжурское правительство попыталось противодействовать этому. Тогда англо-французские войска перешли к открытой вооруженной агрессии: сконцентрировав свои силы в Тяньцзине, они развернули наступление на Пекин.

Войдя в октябре 1860 г. в Пекин, англо-французские войска устремились в летний дворец Юаньмин юань - он был разграблен и разрушен. Более 200 павильонов, залов и храмов, пять дворцовых помещений и другие сооружения погибли в огне. Прям, Черкизон устроили несчастным китайцам!

...в храмах непрерывно раздавался похоронный звон по усопшему [императору]. Ребенок, зачатый в период такого траура, после рождения считался незаконнорожденным, поэтому при наречении в его имя включали иероглиф «собака», — чтобы все знали, что родители нарушили закон о соблюдении траурных правил. Довольно эффективный способ ограничения рождаемости. Только императоры, видать, умирали недостаточно часто.

По установившейся традиции тело покойного [императора] могло не погребаться в течение многих лет. И только при наступлении подходящего времени оно предавалось погребению. У нас подходящее время еще не наступило...

Последний маньчжурский император Пу И о властолюбии Цыси писал [внучек о бабушке]: "Она никак не могла упустить полученную однажды власть. Для нее принципы морали и законы предков существовали только для удовлетворения собственных интересов, и Цыси не могла позволить, чтобы они хоть в чем-либо ее сковывали. Все, кто потакал ей - будь то ее близкие родственники или придворные сановники, - процветали, а кто становился на ее пути - гибли".

Книга интересная, каких мало, поэтому полностью или крупными кусками выложена в сети на нескольких сайтах, например,

http://lib.druzya.org/history/ost/kitay/.view-sidihmenov-kitay.txt.full.html

http://www.east.cyxa.net/vp/sidihmenov.htm

Комментариев нет :