Три наблюдения за 30 лет выстроились в логическую цепочку:
1. В советские времена от скуки или по телевизору довелось посмотреть несколько фильмов производства Рижской киностудии и студии Таллинфильм. Невозможно не заметить, что в них Рига и Таллин населены, соответственно, исключительно латышами и эстонцами, тогда как в реальности половина населения Риги были "русскоязычные" - русские, украинцы, татары, и т.п. И в Таллине, судя по произведениям Сергея Довлатова, схожая была ситуация.
То есть, в этих фильмах на работе, на улице, в магазинах - ни одного русского. Ни среди соседей, ни, Боже упаси! - среди друзей, коллег или просто знакомых героев фильма.
И вот, тогда думалось: это им указивка из Политбюро ЦК КПСС была, чтобы в таком "идеализированном" виде изображать тогдашнюю демографическую ситуацию в своих республиках? Дескать, у нас все, как и положено: в Латвии - латыши, на запàcном пути - бронепоезд...
Или это они (режиссеры соответствующих национальных кинематографов) наоборот, в пику тогдашним властям игнорировали "интернациональное" присутствие в своих странах, "идеализировали" реальность? Дескать, вот, для вас они есть, а для нас они не существуют...
С другой стороны, если сравнить с "огнедышащим" интернационализмом тогдашних Мосфильма, Ленфильма, Одесской киностудии, студии им. Довженко, где присутствие нерусских героев или героинь хотя бы "второго плана" было фактически обязательным... С третьей стороны, в многонациональной стране, в многонациональной Москве - ни одного диктора неславянской внешности на центральном ТВ, Александра Буратаева стала первой, в 90-е годы уже...
Кстати, много негров вы видели в фильмах Чаплина? Или в других довоенных и сразу послевоенных голливудских? По ТВ-ретроспективе 80-х одного припоминаю, боксера. А так, в толпе на улицах, в коллективах, в Нью-Йорке их "меньше нуля" и много меньше, чем в Москве. С тех пор "латиносов" там больше стало, а ведь процент афроамериканцев - почти не увеличился. А посмотрите любую толпу, любой коллектив в любом современном (последние 30 лет) американском фильме!
2. И вот, когда я мусолил эту мысль своими извилинами, как-то "всплыло": а ведь в произведениях Фазиля Искандера, моего любимого современного русского писателя, в Абхазии нет грузин! Один раз один грузинский парень походя упоминается в трехтомной (!!!) эпопее "Сандро из Чегема". Есть абхазы, русские, греки, сваны, врачи, гаишники, бригадиры в колхозах, сыновья оленей... А реальная (примерная) пропорция в Абхазии 45 тысяч абхазцев на 200 тысяч грузин, в Сухуми - тем менее!
3. Возможная причина, по-моему: если инородца сделать отрицательным персонажем, обвинят в разжигании национальной розни. А положительным - неохота.
Да и у Довлатова в Нью-Йорке ("Невидимая газета") одни только русские. Может это вообще характерно для литературы диаспор? Вот только чувствовать себя "диаспорой" у себя на родине...
четверг, 25 сентября 2008 г.
Политкорректность?
Ярлыки:
буратаева
,
довлатов
,
инородцы
,
интернационализм
,
политкорректность
,
таллинфильм
Подписаться на:
Комментарии к сообщению
(
Atom
)
Комментариев нет :
Отправить комментарий