Четыре года назад купил на книжной толкучке "Пособие по написанию газетных сообщений": Newspaper Reporting and Correspondence. A Manual for Reporters, Correspondents, and Students of Newspaper Writing by Grant Milnor Hyde, M.A. instructor of journalism in the University of Wisconsin, New York and London, D.Appleton and Company, 1921, первое издание которой вышло аж в 1912 году. Книга - увлекательнейшая, очень актуальная. Такое впечатление, что с тех пор ничего в этой профессии не изменилось. Например, есть глава "Новостная ценность события" (News Values): Если выходит замуж дочка шерифа, для городской газеты ее свадьба - событие на всю первую полосу. Для газеты соседнего городка - две строчки в светской хронике. Есть глава "Сообщение об обычном пожаре" (The Simple Fire Story). Оно должно отвечать на вопросы: что (пожар) когда, где, почему, что горело и, при необходимости, как. Причем, именно в указанной последовательности. В книге 17 глав, 2 приложения, алфавитный индекс, 348 страниц. Есть краткий толковый словарик терминов газетного жаргона (3 глава). В виде исключения, вводная глава посвящена не написанию заметок, а технологии сбора новостей. Все копирайты давно истекли, издать ее имеет право любой.
Кто-нибудь! Закажите мне ее перевод!
Вот мой перевод отрывка из первой главы:
Профессия газетного репортера и корреспондента
I
Сбор новостей
В отличие от большинства других профессий, профессия газетного репортера - это сочетание двух очень непохожих видов деятельности - сбора новостей и написания новостных сообщений. Часть этой работы осуществляется на улице, другая - в конторе.
За письменным столом в редакции репортер занят литературным или окололитературным трудом - написанием заметок, на улице же он - сыщик, собирающий новости, неутомимый охотник за фактами, из которых потом нужно будет составить рассказ о событии. Хотя эти два навыка тесно переплетены, для каждого из них нужны свои способности, каждому приходится обучаться отдельно. В редакции газеты они почти всегда выполняются совместно, но новичок должен осваивать каждый из них отдельно. В нашей книге мы не будем пытаться осветить и тот, и другой, ограничившись, преимущественно, одним из них - окололитературной работе по написанию заметок о событиях.
Однако, прежде, чем перейти к обсуждению написания новостных сообщений, кратко остановимся на другой стороне работы газетчика - сборе новостей. Откуда и как газета узнает новости, можно узнать только на практике, поскольку в разных газетах и в разных городах это происходит по-разному. Но краткий обзор технологии сбора новостей поможет нам научиться писать заметки, когда информация о событии уже собрана и газетчику осталось только написать о нем.
1. Репортер или корреспондент
Новостные сообщения для газеты пишут люди, выступающие в двух разных качествах. Можно работать в штате редакции в качестве репортера или присылать новости издалека в качестве корреспондента. Один работает под непосредственным руководством выпускающего редактора, все его время уходит на рутинную работу по сбору новостей и написанию заметок. Другой же действует в далеком городе, под опосредованным руководством редактора городской, или региональной, или телеграфной хроники, лишь время от времени посылая в газету заметки о новостях, которые, по его мнению, могут ее заинтересовать. Но и в том, и в другом случае при сборе новостей и написании заметки действуют одни и те же правила. Чтобы не быть вскорости уволенным из газеты, газетчик должен уметь составлять ясные тексты в удобной для газеты форме. И репортер, и корреспондент при написании своих заметок должны соблюдать одни и те же правила, применяя одни и те же подходы к событиям и источникам информации. Поэтому, все рекомендации репортеру, относятся также и к ремеслу корреспондента.
2. Запланированные и неожиданные события
С точки зрения газеты все события дня подразделяются на плановые и неожиданные. К плановым относятся все события, о которых газета знает заранее. Это всевозможные заседания, выступления ораторов или проповедников, выборы, спортивные соревнования, события социальной жизни. О них обычно объявляют загодя, газета узнает о них заблаговременно, и редактор успевает послать репортера для их освещения. Конечно, редакция ведет график таких событий, на каждый день их выпадает несколько, так что редактор может твердо рассчитывать, что несколько "новостей" для газеты в любом случае будут. Каждый день, заглядывая в свой блокнот, он видит, что должно произойти и посылает своих репортеров для освещения этих плановых событий.
Другие события происходят неожиданно. Несчастные случаи, смерти, пожары, ураганы и т.п. наступают без уведомления, организовать заранее их освещение невозможно. Газета делает все, чтобы узнать о них и сообщить, для этого вся редакция постоянно начеку. Редактор редко узнает о них вовремя, чтобы успеть послать репортера, поэтому сообщения о таких событиях требует особого рода работы - опроса случайных свидетелей и отбора полученной от них информации.
3. Источники информации
Ни для кого не секрет, что большую часть информации о плановых и сообщений о неожиданных событиях газета получает из немногих источников. Суды, государственные учреждения, церкви и школы поставляют большую часть сообщений о плановых событиях. О неожиданных событиях редакция узнает, в основном, от полицейских, пожарных, врачей и паталогоанатомов. Известие о том, что должно наступить плановое, или наступило неожиданное событие, так или иначе, поступает от одного из перечисленных источников. Такое известие, или просто случайно оброненное кем-то слово, на жаргоне газетчиков называется "наколка", точнее, это возможность узнать новость. Сама информация о событии, или просто "новость" - это нечто иное.
Будущий репортер, изучая газетные сообщения, может попытаться угадать, откуда могла поступить первоначальная "наколка" о том или ином событии. Очень скоро он поймет, что некоторые типы новостей всегда поступают от одних и тех же источников, и что даже самые из ряда вон выходящие события всегда содержат в себе определенную долю повседневной рутины.
4. Обходы и поручения
Чтобы из "наколки" о событии сделать текст сообщения и отдать его в набор, репортер должен проделать огромную работу по сбору новостей. Для этого существует система "обходов" и поручений. Обычно, каждый репортер собирает новости, выполняя свой рутинный "обход". Например, он должен обойти несколько полицейских участков, или побывать в городской управе, или поочередно обойти любую другую группу "регулярных" источников информации. Каждый день он должен посетить учреждения - поставщики информации на своем "маршруте", собирая как "наколки" о событиях, так и любые факты о них, какие он только сможет. Полученные наколки дают ему "ключи" к написанию заметок, и его задача - собрать информацию по всем наколкам своего маршрута и написать по ним новостные сообщения, кроме слишком "объемистых" событий, которые самостоятельно "обработать" ему не под силу, иначе он упустит другие события на своем маршруте.
С помощью "поручений" освещаются события, информация о которых поступает от нерегулярных источников, или же "объемистые" новости, наколки о которых получены на регулярных маршрутах. Редактор сообщает репортеру полученную от других наколку и поручает ему разузнать подробности события. Лучшие репортеры газеты работают почти исключительно по поручениям, выходя на поиски информации, они уподобляются сыщикам. Они расследуют каждый "ключ" содержащийся в самой первоначальной наколке и каждый "ключ" открытый ими самими в ходе расследования. Они расследуют каждый факт, пока не появится достаточная уверенность, что раскручен весь клубок. Может оказаться, что результат такого расследования не стоит упоминания о нем в газете, или же он может заслуживать места на первой полосе, но и в том, и в другом случае репортер должен разузнать о событии всё. Работая на обходе или по поручению, репортер всегда должен держать ухо востро, чтобы не пропустить наколку о каком-то неожиданном событии, и либо сам разузнать о нем всю информацию, либо немедленно сообщить о наколке редактору. Именно так газете удается получить фору перед своими конкурентами, сообщив о событии раньше, чем о нем узнали в других редакциях.
5. Расспросы
Выполнить поручение редакции и разузнать информацию о событии нелегко. Будь репортер сам вовремя на месте события, было бы проще. Но кроме плановых событий, о большинстве остальных он узнает после того, как они прошли и страсти улеглись. Нужно найти очевидцев и расспросить их. Иногда, чтобы разузнать все как следует, нужно расспросить десятки людей. Такие расспросы называются "интервью", это интервью-опросы, в отличие от формальных интервью для выяснения позиции или мнения, которое печатается с именем интервьюируемого. Хотя для написания заметки о событии иногда приходится расспросить десяток людей, их имена в сообщении не упоминаются, поскольку важны не они, а те сведения, которые они предоставили о событии.
Например, редактор послал репортера написать заметку о пожаре, начавшемся за 1-2 часа до того, как репортер заступил на дежурство. Он дает ему наколку, поступившую от пожарников или из другого источника, что там-то и там-то произошел пожар, и адрес. К моменту его прибытия на место, там остались одни дымящиеся руины, может быть, пожарная машина поливает их струей из брандспойта, и осталось несколько еще не разошедшихся по домам зевак. Репортер сам видит, что за здание горело, и степень причиненных огнем разрушений. Стоящий рядом зевака может сказать ему, кто жил в доме или для чего он использовался, Но нужно расспросить еще кого-то, чтобы получить точную информацию для публикации в газете. Может быть, он найдет арендатора и тот скажет ему сумму ущерба. Арендатор может сказать ему имя владельца дома, а иногда и что-то о причине возгорания. У владельца можно узнать стоимость сгоревшего здания и сумму страховки. Может быть, ему не удастся найти ни арендатора, ни владельца. Тогда ему придется расспросить бригадира пожарников или кого-либо еще о событиях или о прикидочных цифрах. Если пожар был уж очень страшный, репортер должен узнать, кто погиб или пострадал в огне, их имена и адреса, характер причиненного вреда или как они погибли. Может быть, ему удастся поговорить с кем-то, кто едва избежал гибели или расспросить друзей или родственников погибших. Куда бы он не обратился, перед ним открываются новые "ключи", и он должен исследовать каждый из них, пока не удостоверится, что собрал все факты.
6. Точка зрения
Конечно, задача значительно упростилась бы, если бы каждый мог рассказать репортеру только те факты, которые нужны его газете. Но в суматохе люди возбуждены и часто повторяют слухи и догадки, которые впоследствии могут оказаться неправдой. Каждый участник события рассказывает о нем только со своей собственной точки зрения. Ясно, что газете нужны не разные точки зрения о событии, ей не нужна даже точка зрения пожарных, владельца здания или спасенной женщины с третьего этажа. Газета должна рассказать о событии с одной единственной точки зрения - беспристрастного наблюдателя. Поэтому репортер должен расспросить десяток людей, сделать поправку на их возбужденное состояние, исключив из их рассказов возможные преувеличения и неточности, свести воедино противоречивые сведения и выбрать из этой смеси точные, по его мнению, факты. Затем, он должен написать о событии спокойный, беспристрастный рассказ, ведь читателям нужна точная информация безо всяких эмоций. В рассказе никогда не упоминаются имена опрошенных людей, кроме случаев, когда репортер не уверен в истинности какого-то утверждения и желает переложить ответственность на его источник. Итак, в завтрашней газете мы прочитаем законченный рассказ о событии, включая рассказ бригадира пожарных, владельца здания и его жильца, человека заметившего пожар, вдовы, которая лишилась своей крошечной комнатки, маленькой девочки, спасенной пожарным, жильца, потерявшего в огне все свои пожитки, и зеваки, наблюдавшего за пожаром с почтительного расстояния. Все это смешано, отжато и пересказано в беспристрастной манере наблюдателя, как бы спокойно находившегося в самой гуще пламени, причем в нескольких местах одновременно, не испытывая при этом ни страха, ни волнения. И так с любым опубликованным в газете рассказом о событии. При написании каждой газетной заметки необходимо придерживаться одних и тех же принципов, идет ли речь о коммерческой сделке, ограблении банка, политическом скандале, убийстве, торжественном приеме или крушении поезда. Редко удается найти одного человека, обладающего всей нужной газете информацией, поэтому многие малозначительные новости, опубликованные в утреннем издании - это результат двух часов беготни по городу, десятка телефонных звонков, расспросов дюжины свидетелей. Такова обычная процедура сбора новостей. Эта та часть работы репортера, научиться которой можно только на собственном опыте. Но вот сбор информации закончен, все необходимые факты у репортера есть. Теперь осталось только написать рассказ о событии. Если репортер знает, как правильно рассказать собранные сведения читателю, его дело наполовину сделано. Ведь в наши дни репортер, умеющий хорошо писать, ценится больше чем его коллега, имеющий "нюх" на новости, но не способный о них написать.
7. Новостные агентства
Приведенный выше отчет о сборе новостей сделан с точки зрения репортера. Естественно, с точки зрения редактора он будет выглядеть иначе. Каждый день за большей частью новостей даже и бегать не нужно. Постоянный поток новостей в виде, уже готовом для печати, поступает из агентств новостей, например "Ассошиейтед Пресс", "Юнайтед Пресс", и т.д. и от корреспондентов. Многие заметки - это просто резюме речей, бюллетеней, объявлений, афиш и другой печатной продукции, поступающей в редакцию непрерывным потоком, и многие заметки уже написаны. В наши дни почти всем нужна реклама и редактору не всегда нужна армия ищеек, чтобы разузнать о том или ином событии. Сотрудничество в деле сбора информации значительно упрощает дело. Но все это нужно написать и отредактировать. Вот почему знаменитым становится не репортер, способный разузнать неочевидные факты, а умеющий написать о них интересный рассказ. Сейчас все реже услышишь похвалу за добытые "сенсационные" факты, и все чаще - за "тесты, не требующие правки", за "литературные шедевры".
8. Как работает корреспондент
Он собирает новости почти так же, как репортер, только без помощи редактора. Он сам себе начальник и сам должен вести график предстоящих событий, некому послать его на задание. Он должен сам добывать новости и посылать их своей газете по собственной инициативе, и только иногда газета сама поручает ему осветить какое-нибудь особенно значительное событие.
См. также мой пост "Самоучитель журналистики, часть 2"
См. также мой пост "Самоучитель журналистики, часть 3"
суббота, 24 ноября 2007 г.
Самоучитель журналистики
Подписаться на:
Комментарии к сообщению
(
Atom
)
Комментариев нет :
Отправить комментарий