Оглавление блога

пятница, 7 июня 2013 г.

На круг


Вот так подумал на круг... Получается, что кроме русской литературы других в мире нету. Есть точечные писатели, с отдельными интересными произведениями.

Угадайте, аппачиму?

Рабство. Крепостное право.

Бальзак и Дюма жили литературными заработками. А Тургенев с Полиной Виардо в Париже, а ему отсюда управляющий имением высылал деньги.

Из русских на литературные заработки жили только Пушкин и Достоевский. Пушкин - первопроходец. Он зарабатывал своими произведениями аббалденные деньги по тем временам. Как никто ни до, ни после него. Тратил в 10 раз больше. Когда он погиб, царь Николай I оплатил из своего кармана (не из казны!) все его немалые долги. Тогдашние государи еще не путали "своих баранов и государственных".

Достоевский боялся (в письмах своих), что вот он умрет, а его молодая жена и многочисленные дети пойдут помиру. Жаловался, что вот Толстой и так богатый, а платят ему в 2 раза больше. И чё? Когда он умер, его молодая жена проявила деловую хватку, заключив несколько удачных издательских договоров, которые обеспечили не только ее и детей, но и внуков, если и не правнуков.

Вот Хемингуэй, 49 рассказов. Настоящих - менее 10-ти, остальные написаны в рассуждении "чего бы покушать".

Вот "Геккльберри Финн".  Абсолютно гениальная философская книга, хотя где-то в сети читал, что жена Марка Твена ему очень помогла ее написать. В смысле. Вряд ли. Якобы, вот жена умерла, и он ее дописал, как мог, по-детски.

Есть много авторов одного произведения. Полонез Огинского. Огинский написал еще кучу композиций, никто их не знает и не исполняет. Никто же не говорит, что "Полонез" написала его жена!

Я по молодости и глупости прочитал почти всю французскую литературу. Всяких там Мериме, Золя, братьев Гонкур, Жорж Санд, Анантолей Франсов  Ромен Роланов, Веркоров, Эрвэ Базэнов. Зря.

Вот Мериме и Пушкин были современниками. Мериме может, постарше чуть. Известна их переписка по поводу "Песен западных славян". У Мериме персонажи и сюжеты плоские, двухмерные, а у Пушкина - объемные, трехмерные (Капитанская дочка, Повести Белкина). То есть, если бы судить только по стилю, разница - лет 200.

Потом крепостное право отменили, а доходы от сдачи земли в аренду крестьянам - остались. Потом - большевики, а остался дух. Люди писали в стол, почти не надеясь на публикацию. Платонов, Булгаков, Венедикт Ерофеев. Олеша жил впроголодь, писал в стол свои "Ни дня без строчки".

Фазиль Искандер - великий русский писатель. Два года назад слышал в одной передаче, один режиссер или продюсер (Васильев, Георгий, если не ошибаюсь) говорил, что предпринимаются конкретные действия (не мечты: "хорошо бы!") выдвинуть его на Нобелевскую премию по литературе. Там и деньги нужны на адвокатов для официального оформления заявки. Вряд ли премию дадут, но через 100 лет станет известно, сколько проголосовало "за".

Роберт Фрост, лучший американский поэт XX-го века - не лауреат!

В 1906 году (за что взял, за то и продаю), вместо Льва Толстого Нобелевку по литературе получил итальянский поэт Кардуччи, известный только в Италии, и только тем, что получил премию вместо Льва Толстого...

Подытожим: я знаю: американская литература - Гекльберри Финн, 10 рассказов Хемингуэя, Фленнэри О'Коннор (несколько рассказов). Уильям Сароян - 2,5 рассказа. Сэллинджер - уже нет. A Catcher in the Rye - вторична, слегка перепев Гека Финна, через 100 лет.

Английская: Диккенс, Льюис Кэролл, Шекспир (далеко не всё!). Кто еще?

Латиноамериканская - Борхес и Маркес, и то, далеко не всё. Кортасар - нет.

Русская: Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Платонов, Булгаков, Ильф и Петров, Венедикт Ерофеев, Фазиль Искандер.

Чехов - нет.

То есть, и в России природные ресурсы идей иссякают, как и запасы нефти и газа.

Вот так вот! Вуаля!

2 комментария :

Yummie Dummy комментирует...

почеиу кортасар и чехов нет? они охуенные, между прочим.

Sergio комментирует...

Антон Палыч сам себя считал и называл не "писателем", а "литератором". Не из чрезмерной скромности. Когда я учился во 2 классе, мама подписалась на несколько многотомных собраний сочинений, в том числе и на 8-ми томник Чехова. Я их все добросовестно тогда же прочитал. Каждый том начинался с чего? - "Произведения не включенные А.П. Чеховым в свое прижизненное собрание сочинений". Затем шли "Произведения, включенные А.П. Чеховым..." То есть, сам Антон Палыч ясно осознавал, что треть написанных им рассказов - фигня. Насчет остальных двух третей - добросовестно заблуждался.

Я их пытался перечитать в возрасте лет 30-ти (вышло в издательстве "Радуга" на итальянском языке). Был разочарован. "Драма на охоте", например - это 2D, это плоско, это фельетон. Он и писал свои рассказы как фельетоны, и печатал в газете, чтобы покушать.

Это как юмористическая телепередача - если она выходит 1-2 раза в год - это ИНОГДА талантливо. Если раз в неделю - это перестает быть талантливо НЕИЗБЕЖНО.

Кортасар - это плоско. Это пара витиеватых рассказиков, я, кстати, в одном из постов по другому поводу упоминал, про рыбок в крови...

Пруст говорил (не знаю где, читал как цитату), типа "Произведение искусства, в котором явно читается "мораль", этот как подарок, с которого забыли снять этикетку с ценой - большая неделикатность".