Оглавление блога

пятница, 29 марта 2013 г.

Не победить, если не читать


Не победить, если не читать


Из газеты "Книжное обозрение" № 36 от 5 сентября 1995 г.

Если Америка не начнет больше читать, она утратит способность мыслить, утверждает журнал "Форчун" в статье под примечательным заголовком "Америка не победит, пока не начнет больше читать".

Никакая другая человеческая деятельность не развивает мышление так, как чтение, поясняет журнал, и цитирует философа Людвига Витгентштейна "Чем богаче наш язык, тем богаче наш мир" (The limits of our language are the limits of our world").

Только тот, кто много читает, развивает в себе замечательную и необходимую для совершенствования способность ассоциативного мышления, способность сопоставлять события, казалось бы, не имеющие ничего общего. Половина населения Америки почти никогда не читает ни книг, ни газет. Не следует доверять цифрам продаж, многие газеты и половина книг остаются непрочитанными.

Исследование, проведенное университетом штата Мэриленд, показало, что средний взрослый американец сегодня читает 24 минуты в день, на 15 минут меньше, чем в 1965 году. Примерно с 1980 года семейной нормой стал второй телевизор, с тех пор дети проводят больше времени у телевизора, чем за партой. Кроме того, Норман Мейлер считает, что сегодняшние "потребители телепрограмм" (ему не нравится это словосочетание) будут получать "непосредственное удовлетворение" и скоро ни у кого не хватит терпения прочитать роман или другой длинный трудный текст. Он опасается, что его мир и мир его коллег-писателей скоро останется, как реликт, только в музеях, под стеклом.

Но сегодня даже от рабочих требуется умение выполнять все более сложные задания. Чтобы справиться с ними, нужно уметь лучше читать.

Уже недостаточно слушать курсы и вставлять кассеты в видеомагнитофон. Все, кто хочет быть успешным, и совершенствоваться должны уметь читать, резюмирует журнал "Форчун". Если Америка не будет читать, и притом, хорошо, мы останемся проигравшими в глобальном матче (читай: "с Японией").

Многое зависит от того, какой фундамент родители заложат для своих детей.

Беглое чтение вызывает "аппетит" к чтению, который оттачивает мышление, стимулирует фантазию и ведет к успеху (Американские матери уделяют детям полтора часа в день, отцы - полчаса).

Характерно для Америки то, что уже начинают действовать в этом направлении предприятия. "Моторола" планирует выделить 5 миллионов долларов на повышение компетентности рабочих, в том числе и за счет улучшения умения читать. "Форд Мотор" заставил 32 тысячи своих рабочих пройти курсы, одним из предметов которых было беглое чтение. Книжное издательство "Саймон и Шустер" считает, что американские предприятия вскоре будут тратить 500 миллионов долларов в год на повышение компетентности своих рабочих, в первую очередь, на обучение беглому чтению.

Уже сегодня, утверждает "Форчун", наносит урон деловой жизни США.

Интересно, что японцы сегодня считают, что им повезло, что у них совершенно нет природных ресурсов, или, правильнее - что единственный их ресурс - люди. И приходится обходиться тем, что есть.

Можно вспомнить теорию профессора Яна Хулта из Гётеборга о том, что Швеция до сих пор была на гребне промышленного развития, благодаря обязательной народной школе.

Когда пришла промышленная революция, шведские деревенские парни смогли прямо от плуга встать за станки - они легко могли читать инструкции.

Карл Спитцверг

Из журнала "Popular vetenskap" № 35, 1994 (Сейчас называется Natur & Wentskap").

Чё вдруг? Вспомнил из того же журнала статью о Микеланджело, который работал прорабом на строительстве Собора Святого Петра в Риме. Найти этот номер сейчас не могу - несколько раз соседи сверху заливали, наверное, выбросил на помойку... У него в подчинении - 300-500 человек в разные периоды строительства. Бухгалтерию вёл, подписывал зарплатные ведомости рабочим. Слава богу, в Ватикане не было прокуратуры. Иначе - на нарах бы закончил жизнь, а не на строительных лесах, расписывая купол...

Комментариев нет :