Довлатов в одной статье писал, дескать, да, американцы читают меньше, чем русские. Просто потому, что у них много других развлечений, кроме как "книжку почитать". У них есть множество вариантов, куда сходить после работы или в выходные. Теперь цивилизация со своим ассортиментом развлечений доползла и до нас. Книги перестали быть трудной (и престижной!) добычей, любую можно купить без очереди и без блата. Читаем мало, очень многие "недостаточно хорошо владеют литературным вариантом своего родного языка" (В.П. Берков):
он зарделся... как рак
фильм поднял суматоху
им.. туго с деньгами
перелом лыж
юбка сморщилась
над городом опустилась темнота
меня чуть не хватил удар, услышав цену
стекло лязгнуло от попавшего камня
Мой прогноз - неизбежна пиджинизация русского языка. Язык пиджинизируется, когда им начинают повседневно пользоваться большие массы людей, для которых он изначально - не родной. Литературный вариант русского языка сейчас неродной для большинства русских:
Бедная Лиза рвала цветы и этим кормила свою мать.
В своей жизни Обломов имел только одного Захара.
Однажды Рахметов всю ночь пролежал на гвоздях остриём вверх.
Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык.
Жизнь прожить нужно так, чтобы огладываясь на зад, не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
Смею предположить, что за ближайшие 20 лет русский язык изменится больше, чем за предыдущие сто. И дело ВОВСЕ (!!!) не в заимствованиях. В выражениях "перелом лыж", "юбка сморщилась", "мы увидели о том, что", все слова русские. Просто недостаточно начитанные соотечественники даже не подозревают, что это не по-русски, что так не говорят.
И хотя человек мыслит не словами, не на каком-либо языке ("он даже думает по-английски!" - чушь! На языке идет только так называемый "внутренний монолог", когда он проговаривает про себя свои мысли, чуть ли не шевеля при этом губами), по-моему, без освоения сложных синтаксических конструкций письменной речи, вообще невозможно научиться мыслить.
См. мой пост о Международном тестировании школьников "PISA":
Обсуждение темы (допустим, "глобальное потепление") и аргументы Маши и Даши.
Предлагается оценить убедительность аргументации этих Маши и Даши. А дети начинают, вместо оценки, приводить собственные аргументы ЗА и ПРОТИВ!
И вот, я тогда, признаться, не подумав, написал, что это даже хорошо - творческий подход. А сейчас ПЕРЕДУМАЛ и передумал - ничего хорошего! Дети не поняли простой вопрос, и не смогли дать на него простой ответ = неспособны к диалогу.
Это как девочке показывают две вышивки, и спрашивают, какая ей больше нравится, Маши или Глаши? В ответ та берет в руки иголку и пяльцы и начинает вышивать сама! Адекватна?
Больше половины радиослушателей (пока не абсолютное большинство, но к этому идет), услышав обсуждаемый вопрос (тему передачи), не понимают его целиком (простое предложение, безо всяких синтаксических выкрутàс!), улавливают в нем 1-2 "ключевых слова" и дают ответ на совсем другой вопрос, в котором просто те же ключевые слова есть!
Из моего поста "Будь проще, и люди потянутся к тебе!"
"Немецкие ученые установили, что большинство взрослых не могут на слух запомнить предложения длиннее, чем из 13 слов. Если цепочка слов звучит дольше 6 секунд, слушатели теряют внимательность. Каждый третий взрослый забывает начало предложения уже на 11-м слове. Предложения, длиннее, чем из 18 слов способны понять и усвоить не более 15% аудитории".
И как этих маугли научить хоть чему-то? Проектированию зданий и устройств, диагностике неисправностей и болезней?
"Проходя такие места, надо прислушиваться к звуковым сигналам крупных судов, следить за их маневрами и при необходимости принимать своевременные меры для выбора безопасного пути своего судна и обеспечения беспрепятственных маневров других судов". (32 слова.Т.А. Куряев. Пособие водителю моторной лодки и катера)
"В случае с видеоиграми в войну речь прежде всего идет о проблемах отдельного педагога, сталкивающегося с такими факторами в поведении ребенка, на которые он не в состоянии повлиять, например ранние взаимоотношения ребенка и матери или глобальные общественные отношения, в которых находятся и педагог, и ребенок". (45 слов. Кристиан Бютнер. Жить с агрессивными детьми).
"Таким образом, перемещая вдоль русла огромные массы наносов, река местами выравнивает дно, местами его размывает, создавая углубления, которые затем вновь могут быть занесены в соответствии с изменениями характера потока". (31 слово. Е. Коновалов. Человек в воде).
"При активных полосканиях горла с задней стенки ротоглотки, с поверхности миндалин, частично из лакун миндалин и из-под дужек механически удаляется слизь, в которой содержатся как сами микроорганизмы, причем в большом количестве, так и продукты их жизнедеятельности - токсины, представляющие большой вред для человека". (43 слова. С. Зайцев. Советы лор-врача детям и взрослым).
Ну, в общем, вы поняли, да? что человек, утрачивающий нить рассуждений после 11-го слова, способен усвоить, максимум (!!!) "Инструкцию по применению стакана гранёного" или "ложки столовой" (ну помните же: "состоит из держàла, черпàла и дужки", "возьмите ложку за держàло меж большим (сверху), указательным и средним (снизу) пальцами правой руки, черпàлом влево и поднесите к ротовòй полости")...
А все вакансии "высоко квалифицированных едоков" на Земной Шаре уже давно заняты....А все вакансии "высоко квалифицированных ветеринаров", инженеров, бухгалтеров, юристов - уже давно свободны, по крайней мере, в нашей стране (есть подозрения, что и в других - тоже!)... И как быть, и что делать? Изобрести компьютерные игры обратно (аннулировать их, родимые (и не только их!), взад?).
Комментариев нет :
Отправить комментарий