Оглавление блога

вторник, 17 марта 2009 г.

Качество образования и обороноспособность страны


Очерк осетинской грамматики Абаева - четвертая и последняя книга из серии переводов с русского языка грамматик языков иранской группы. Издание серии стало возможным благодаря договору на выполнение исследований (SAE-8888) между Министерством образования США и Отделением ближневосточных исследований Мичиганского университета в рамках "Закона о совершенствовании системы образования в целях укрепления обороноспособности", принятого в 1958 году.

Книга издана в 1964 году, причем не просто переведена с русского, а скомбинирована из двух работ: грамматического очерка, опубликованного в осетинско-русском словаре, и более грамматически полного, но более бедного на примеры отдельного его издания. Из этого же предисловия ясно, что осетинские слова и фразы набирали и держали их корректуру люди, не знавшие осетинского языка - огромный труд, все равно, что, не зная языка, перерисовывать тексты на хинди или арабском...

Вообще, в конце 50-х - начале 60-х в США начали одна за другой выходить книги (учебники, грамматики) по языкам народов СССР.

Например, Институт исследований Центральной Азии университета Индианы подготовил к изданию серию из почти 150 книг (Uralic and Altaic series), среди которых учебник тувинского языка (для англоговорящих!), монгольского, узбекского, эстонского, азербайджанского, башкирского, киргизского, якутского, грамматика таджикского...

На учебниках татарского (1961) и азербайджанского (1963) из этой серии красуется надпись:

This text was developed pursuant to a contract between the United States Office of Education and the American Council of Learned Societies and is published with the permission of the United States Office of Education.

То есть, оборонная подоплёка на этот раз не выпячивается.

Так откуда же такой интерес к столь lesser taught языкам? Не было бы счастья, да несчастье помогло:

The National Defense Education Act of 1958 (NDEA) (Public Law 85-864) is a United States Act of Congress, passed in 1958 providing aid to education in the United States at all levels, both public and private.

"Закон о совершенствовании системы образования в целях укрепления обороноспособности" был принят Конгрессом США в 1958 году и предусматривал государственную поддержку образовательным учреждениям США всех уровней, причем как государственным, так и частным.

It was prodded by early Soviet success in the Space Race, notably the launch of the first-ever satellite, Sputnik, the year before.

Толчком к его принятию послужили первые советские успехи в космосе, а именно запуск годом раньше первого искусственного спутника Земли.

The launch shook the American belief that the USA was superior in Math and Science to all other countries. The citizens of the United States feared that schools of Russia were superior to American schools, and Congress reacted by adding the act to take US schools up to speed.

Это событие поколебало уверенность американцев в своем превосходстве над другими странами в области математики и естественных наук. Американцы испугались, что советские школы лучше американских, и Конгресс отреагировал принятием закона о поддержке образования.

Обращаю внимание почтенной публики: где космические ракеты, а где якутский язык, где имение, а где наводнение? Ведь на якутском или тувинском тогда издавали максимум учебник арифметики для первых классов школы, а отнюдь не научные труды по аэродинамике или сопромату. Решили просто вообще лучше изучить наиболее вероятного противника (а заодно и весь внешний мир), чтобы понять, как это он изловчился их обскакать...

Причем пинками подогнать не только высшую школу, которая готовит инженеров, но и начальную, и среднюю, которые готовят ПТУшников, какими бы симпатичными в личном плане черномырдиными они впоследствии не стали.

Что-то когда американцы создали Интернет (событие по значимости вполне сравнимое с полетом Гагарина), расшифровали геном человека и т.п. у нас подобных патриотических шевелений не наблюдалось.

Напротив, после ряда неудачных запусков ракеты "Булава" наш родной министр образования заявил, что изучение элементов высшей математики в средней школе отбивает у учащихся весь креатив (способность к творческому мышлению). И отменили большинство отсрочек для студентов, даже технических вузов...

Комментариев нет :