Оглавление блога

четверг, 23 октября 2014 г.

Утрата общности


Утрата общности

Просто интересно, сколько нынешних молодых жителей даже крупных городов, типа Самары, Ростова, Казани, хоть раз в сознательном уже возрасте бывали в Москве?

А сколько - в других городах России, кроме, может быть, того, где живут их дедушки и бабушки, другие близкие?

А сколько москвичей бывали за пределами области, опять таки, кроме города, региона, где близкие родственники живут?

Сколько молодых самарцев хоть раз бывали в Тольятти (88 км), а тольяттинцев - в Самаре? А раньше суда на подводных крыльях, "Ракеты" и "Метеоры" регулярно ходили до ГЭС, то есть, до г. Жигулёвска и Комсомольского района Тольятти. 2 часа пути.

Дарю как тему для диссертации по социологии. Даже больше чем на докторскую тянет - на публикацию в авторитетных научных журналах.

При социализме "бетономешалка" работала интенсивно и непрерывно:

а) послевузовское распределение. Окончивший самарский (куйбышевский тогда) вуз, мог оказаться в Воронеже, Ростове, Ижевске и т.д. Если он проходил последипломную отработку на хорошем предприятии, ему вскоре светила там квартира, мог и остаться: ну ее, Самару! Нас и здесь, в Ижевске неплохо кормят...

б) Офицеры. Их переводили с места на место по много раз. Даже если не оставались где-то, всё равно, видели разные города и регионы, как там люди живут. Это багаж, кругозор. А если еще и женились на местной, и она моталась по стране вместе с мужем. Часто семья оседала далеко от его и ее родных мест.

с) Студстройотряды, комсомольские стройки. Родился в Челябинске, поехал строить, осел в Тольятти.

д) Оргнабор. Я в 18 лет пришел в службу трудоустройства и попросился куда-нибудь. Предложили Архангельскую область, лесосплав, сезонная работа. Проработал 4 месяца. 2 недели в Архангельске, мимолетом - в Котласе, недели две где-то возле Шенкурска. А в 15 лет я на каникулах поработал 1 месяц в Тольятти, на строительстве Тольяттинского азотного завода (ТоАЗ) - геодезические знаки устанавливали в чистом поле.

е) командировки специалистов в другие города. Знакомый слесарь (Привет, Петь, если жив!) побывал в командировках во многих городах СССР, часто и не по одному разу. Изделия сопровождал и доналаживал на месте: шасси самолетов и вертолетов.

Один проектировщик из Московского радиотехнического завода рассказывал, что каждые 2-3 года ездил в горный Крым. Инспектировал продукцию этого завода - ретрансляторы телевизионного сигнала. УКВ распространяются только в зоне прямой видимости, лишь небольшие препятствия способны огибать, но не горы. Поэтому, чтобы речи Брежнева были доступны всем, в горном Крыму этих ретрансляторов пришлось понастроить много.

ж) Профсоюз, путевки в санатории. Не бесплатно, как нынче некоторые вспоминают. Бесплатно только холуям. Но и остальным - не так дорого, хотя и за деньги не всем хватало - дефицит.

з) Самарский театр оперы и балета каждое лето возили на гастроли в те города, где своего такого театра не было. 2 гастроли за лето, по 2 недели каждая. Возили несколько спектаклей. 3 фуры декораций. Кроме актеров, дирижеров, хормейстеров - рабочие сцены, осветители, реквизиторы, мебельщики (в пути обязательно что-нибудь сломается), одевальщицы. Знакомый несколько лет там работал, объездил многие города, например, был во Владивостоке, в Калининграде.

и) Драмтеатр тоже на лето ездил по гастролям, а в его здании гастролировал, например Минский театр драмы.

к) Круизы по Волге. Знакомая ездила в каждое лето, хотя в каждом волжском городе уже была много раз. Дешево. Путевок нет - с боцманом можно договориться.

л) Наличие общаг при вузах позволяло набирать иногородний контингент, и не только из малых городов и деревень, а и из других крупных. Знакомый из Самары учился в Казани на геолога. В Самаре на геологов не учат.

м) Вахтовый метод. Норильск.

м) ж/д билет Самара-Москва (в одну сторону) стоил 11,5 р. Обратно столько же.
Авиабилет - 16,5.

н) Из Архангельска в Самару можно было долететь напрямую, не через Москву. С короткой посадкой в Ижевске. Архангельск-Самара 26 р.

Поездки в гости к теще были доступны.

Для того, кто уже начал писать диссертацию по социологии - еще идеи:

Среди людей более старшего поколения, скажем, моих ровесников, какой процент тех, кто "осели" не там, где родились и учились?

Сколько вернулись в родные места, много лет проработав в другом городе?

Сколько были много раз в Москве, других городах, сколько москвичей бывали в других городах (не курортных)?

В главе "Новостная значимость события" своей книги "Работа газетным репортером и корреспондентом. Учебник для репортеров, корреспондентов и студентов, изучающих газетную журналистику", Грант Милнор Хайд пишет:

Круг охвата прочих новостей обычно ограничен зоной, знакомой читателям газеты лично, то есть, границами штата - людей интересуют только места, где они сами когда-то бывали. [...] Сообщение, которое "тянет" на целую колонку в газете городка Эль Пасо штата Техас, нью-йоркская газета не удостоит даже упоминания, потому что большинству читателей в Нью-Йорке название "Эль Пасо" ничего не говорит. И наоборот, важнейшие новости для Нью-Йорка неинтересны жителям Техаса, лично их Нью-Йорк не интересует, они не могут сказать "Да, я помню это здание", или "Я как-то проходил по этой улице", или "Подземка? И не говорите!".

(Newspaper Reporting and Correspondence. A Manual for Reporters, Correspondents, and Students of Newspaper Writing by Grant Milnor Hyde, M.A. instructor of journalism in the University of Wisconsin, New York and London, D.Appleton and Company,1912)

См. на моем блоге пост:
Самоучитель журналистики, часть 2

Так какой же процент сравнительно молодых людей не может сказать "Красная площадь? Я там бывал", "В планетарии возле зоопарка в 14 лет я слушал обзорную лекцию о звездном небе"?

Какой процент молодых москвичей не может сказать "Я был в Перми" (Таганроге, Воронеже)?

Если раньше мало кого из жителей Самары интересовали новости из Саратова или Оренбурга, поскольку лишь немногие из них в этих городах бывали, то в Москве бывали все. Провинциалов интересовало, скажем, что закрыт на ремонт фонтан на ВДНХ, снесено такое-то здание, установлен такой-то памятник.

Было ощущение общности, единства страны. Теперь регионы в сознании людей все больше "окукливаются" в удельные княжества.

Самара - город-миллионник, а почти все друг друга знают, так или иначе.

Все самарские зубные врачи закончили самарский медицинский. Даже если не знакомы лично, учились у одних и тех же преподавателей, хотя и в разные годы. Работали в одних и тех же поликлиниках...

Все самарские журналисты - факультет журналистики самарского университета. Работали в одних и тех же изданиях или электронных СМИ. День журналиста в Струковском саду.

Юристы - соответствующий факультет в том же университете. Работали вместе в юридических консультациях, фирмах. Палата адвокатов - членство, заседания...

Все самарские архитекторы... у них еще и сабантуи ежегодные в Доме архитектора, празднование юбилеев знакомых, прощание с покойными коллегами там же.

Дом актера...

Насколько такая региональная раздробленность укоренилась в умах россиян? Стране это в минус.

Разруха не в клозетах, а в головах. Там же и "развал страны", а вовсе не в указах и референдумах.

5 комментариев :

Mykhailo Voloshko комментирует...

У нас многие вынужденно посетили родственников из других уголков Украины, открыли для себя новые города. Хотя общности это не во всех случаях добавило с учетом ситуации.

Sergio комментирует...

Да уж... Наши проблемы - мелочь по сравлению с вашими. Держись! Удачи.

Mykhailo Voloshko комментирует...

Спасибо, Сергей! Для всех наступают нелегкие времена, так что и вы держитесь.

Mykhailo Voloshko комментирует...

Еще вспомнил по совсем другому поводу, но в эту тему тоже: в детстве ездили в другие города и в соседние области. Так вот, может мне так казалось, но хлеб в других городах пекут не такой, как у нас в городе. Всегда привозили домой хлеб из Полтавы, Черкасс или Павлыша.

Sergio комментирует...

Я в 75-80 гг. работал год экспедитором в Гидрометслужбе. Каждый раз, когда собирался ехать в Курумоч или в Новый Буян, кладовщица давала мне чистый новый мешок (в таких тогда картошку, муку, зерно хранили и возили) чтобы купить хлеба в магазине п. Волжский (примерно 25 км от Самары). Все работницы склада заказывали по 1- 2 буханки, то есть, всего 6-8 буханок. Был ноздрястый, чуть кисловатый, упругий как губка - сожмешь в руке буханку, отпустишь - расправлялась, принимая прежнюю форму, вмятин не оставалось.