Оглавление блога

понедельник, 6 июля 2015 г.

Тольяттинский азотный завод


Тольяттинский азотный завод
и вообще инженерно-строительные изыскания 1976-77 гг.

В Самаре (Куйбышеве тогда) была одна контора, которая охотно брала школьников на подработку в каникулы - КуйбышевоблТИСИЗ (трест инженерно-строительных изысканий). Может, были другие, но те особо это не афишировали, а про ТИСИЗ знали все, кто хотел летом подработать.

Спросили:
- Где хочешь работать в Куйбышеве или в Тольятти?
- В Тольятти конечно.

(Было за год до того несколько экскурсий по Тольятти, город интересный, но что увидишь из окна автобуса?)

ТИСИЗ в городах области, где часто приходилось работать, снимал напостоянно в какой-нибудь общаге комнату на 4-6 коек и оплачивал ее, независимо от того, живут там в данный момент его работники или нет. Соответственно, если люди от нас приезжали туда в командировку, эта комната должна была быть свободна в любой момент. Конечно, комендант, или кто там, в наше отсутствие сдавали ее посторонним, но те освобождали ее либо в день нашего приезда, либо на следующий.

В Тольятти это была общага по ул. Победы 11, в Старом городе.

Стройка

Гигантских размеров пустырь. В нем уже глубокий котлован, по его дну идут бульдозеры и вгрызаются - роют его дальше. Наша задача, в том месте, где он еще не вырыт, срочно установить сплошную частую сетку геодезических знаков, с привязкой к двум из тех башенных знаков, которые там уже были. Только сейчас из сети узнал, что такие "башенные", и другие высокоточные, называются "сигнал".

Тогда их никто из геодезистов так не называл. От каждого из таких, в прямой видимости должны были быть еще два. Сам знак - внизу, а на башню ставили теодолит, чтобы тот "видел" и знак внизу и следующую башню.

Мы ставили вот такие знаки:

На стальную трубу сверху наварена прямоугольная пластина, снизу - на арматуре - кусок бетона (груз ~ 60 кг). Опускается в круглый выбуренный в грунте шурф, присыпается сначала небольшим количеством грунта, чтобы не "вихлялся", на пластине зубилом и кувалдой делается крестовая насечка, знак выравнивается теодолитом по соседним знакам, засыпается остальным грунтом, оставшимся от бурения, утаптывается ногами. Если нужно, по отвесу и теодолиту чуть можно подвинуть кувалдой уже засыпанный, но еще не утрамбованный. В центре крестовой насечки - керном делают углубление.

За нами идут бульдозеры, которые роют дальше котлован, и выбрасывают наши знаки в отвал, вместе с грунтом. Что за технология, до сих пор не пойму. Иногда (да часто, что уж), наш старшой просил мастера экскаваторщиков не трогать пока вот эти, поскольку контролер их еще не принял. Из Самары срочно вызывали контролера, тот составлял акт приемки-передачи. То есть, что мы эти знаки действительно установили. Проверить, не туфта ли это, действительно ли они установлены и выровнены по теодолиту, а не просто засунуты в грунт, у него не было ни времени, ни, почти уверен, соответствующей квалификации. Но мы НЕ туфтили, каждый знак делали честно. До места работы нас возила будка "Осторожно, люди!". Там же и знаки, и теодолит, нивелир. Если ездил на выходной в Самару, возвращался на автобусе, чтобы попасть на площадку выходишь из общаги, идешь минут 7 и ловишь там любую машину, автобус с надписью на лобовом стекле "На ТОаЗ". Так же и обратно. Домой ездил раза два. 2/3 всех грузовых машин - с фото Сталина на лобовом стекле (1976 г.). Столовая - одноэтажная, гигантская, сборно-разборная, обычная советская тошниловка. Один раз приезжал начальник нашей партии, с ночевой, проверить, как нам там живется и работается.

Тольятти, Старый город. Намного чище, чем Самара, цветущие клумбы, газоны везде. На некоторых угловых домах "Двор социалистического содержания". То есть, сами жильцы помогали коммунальщикам поддерживать свой двор в чистоте. Может, не сорили просто. Встаешь на любой перекресток: впереди улица упирается в сосновый лес, сзади и по бокам тоже. Тольятти тогда состоял из трех отдельных городов: Комсомольский - остатки старого, затопленного водохранилищем Ставрополя-на-Волге, Старый город - строителей ГЭС, Автоград - ВАЗ. Между ними километров по 7 дороги через лес.

Население дрессированное, в транспорте зайцев нет.

У нас в Куйбышеве контролеры проверяли билеты редко и только на остановках. Если пассажиров выходило немного, и ты не первый, подожди, сойдешь на следующей, без какого-либо штрафа. Не полезут же они в переполненный трамвай, автобус. Обилечивали тогда сами пассажиры, соответственно и сдачи, с 10-ти например, копеек, не докричишься. "Ау, я передал 10 копеек на 1 билет, передайте сюда 7 коп. сдачи!".

В Тольятти тоже, но пассажиры были организованные, спрашивали на сколько билетов, сдачу передавали быстро, без напоминаний. Зато контролер у них сидел, прикинувшись пассажиром, в самом салоне. Видит, кто не передал, встает, подходит, штрафует. Однажды вошла старушка, из монет у нее был только полтинник. Ехать - 1 остановку. Она его передала на билет, за одну остановку даже самая дисциплинированная публика сдачи с 50 коп. не соберет. Вслед выходящей бабульке кто-то откомментил: "Бабка как на такси проехала".

Ладно. Потом продолжу про изыскания.

Комментариев нет :