Оглавление блога

воскресенье, 5 июля 2015 г.

Почему я не преподаватель?


Что нужно, чтобы преподавать (язык, перевод, и т.п.)
1) С моей стороны - навык преподавания, которого у меня нет. В 1989 г. ходил на курсы "Народного университета патентоведения, факультет научно-технического творчества". Разговорились с одним мужиком лет на 10 постарше меня: "Тебе это зачем?".

Мне - из-за денег, из суммы фиксированной выручки, которую я должен был сдать в конце месяца, дни занятий там вычитались. Всё чуть меньше сдавать. А то с работой уже тогда была некоторая напряженка. На "поляне", где мы "паслись", едва хватало корма на всех механиков мастерской.

Он преподавал в ПТУ, причем чуть ли не историю (не помню точно, что). Говорит, с нового учебного года вводят новый предмет "научно-техническое творчество". Хочу его взять.

- Нифига себе! Где история, а где научно-техническое творчество!
- А чё. Навык преподавания есть, мне главное самому понять материал учебной дисциплины и я уже знаю, как доходчиво и понятно объяснить это другим.

См. мой пост: Как научить других тому, в чем сам не разбираешься?
http://perevod99.blogspot.ru/2010/10/blog-post_32.html

2) Со стороны учащихся - сильная мотивация сейчас + еще два года. Язык, навык перевода, вообще, любой навык или умение - не гречка, впрок не запасешь: "сейчас это мне не нужно, но если лет через несколько появится надобность - А У МЕНЯ ОН УЖЕ ЕСТЬ"!
Увы...

В Самаре тогда было 2 телеканала: 1-й московский и местный. Причем, местный начинал вещание вечером, часов с 6-ти, а днем на нем шли передачи 4-го московского (образовательного).

В том числе и телевизионные курсы английского, немецкого, французского, испанского и итальянского.  Английского и немецкого - даже по 2 линейки: для начинающих и для продолжающих. Там наши "актеры", хорошо знающие язык, с идеальным произношением разыгрывали типовые сценки и диалоги: на улице (в Москве, в Лондоне), в транспорте, в больнице, и т.д.

А в мастерской всегда "гоняются" много отремонтированных телевизоров (всё ли в порядке, нет ли еще какого-то дефекта?). В том числе, несколько - со звуком (где неисправность была в канале звука). Вы думаете, хоть кто-то из механиков, много лет видевших и слышавших эти телевизионные уроки, хоть как-то выучил язык?

Уверен, даже если заключенным одиночных камер демонстрировать такие телевизионные уроки днем и ночью, никто из них язык не выучит даже в скудном преподаваемом объеме. Если только... в виде редчайшего исключения (типа, с детства мечтал освоить).

Поэтому просто смешны "баталии" родителей за то, чтобы их детям в школе (!!!)  не убавляли 2 часа английского в неделю. Не "часы", а мотивация нужна, причем "сиюминутная", "здесь и сейчас". "В будущем тебе это ОБЯЗАТЕЛЬНО пригодится" - не мотивация!

У меня такая мотивация была - читать книги, которые либо в СССР вообще не издавались (мемуары императрицы Екатерины II на польском), либо которые без величайшего блата было не достать. Хемингуэй на польском, Ремарк на чешском,  Шукшин на немецком, Монтень на болгарском и т.д.

Газеты и журналы соцстран, газеты компартий капстран читал. Радио Би-би-си на английском, Международное испанское радио на испанском, третью программу радио Варшава (западная молодежная музыка) слушал. О смерти Высоцкого услышал в тот же день из новостей этой польской радиостанции. Наши не сразу сообщили.

3) Со стороны учащихся - грамотная устная и письменная речь на литературном русском языке.  Еще и еще раз: она нужна людям не всех профессий, только тех, которые связаны с языком - учитель, журналист, переводчик.

Еще раз: это как Маугли. Если человек до 5 лет не научился говорить, он уже никогда этому не научится, даже если 20 профессоров будут учить его 30 лет. Выучит от силы 20 слов.

Если человек в младших классах школы не читал книг, а рубился в стрелялки, бродилки, квесты, литературный русский язык навсегда останется для него чужим. В универе это не исправишь. "Поздно, батя, пить Боржом, когда почки отказали". Например:

не по-русски:
как можно, нужно:
реально располагаемые доходы жителей Самары
а) доходами не располагают, нет такой сочетаемости у этого слова! Доходы получают, извлекают, их имеют, они поступают.
б) реальные доходы жителей Самары. Зачем располагаемые-то? "Красивше" что ли?


дорабатывают блоки и узлы, которые виноваты в аварии
виноватыми могут быть только живые существа: человек, кошка, собака. Не болт, не гайка, не транзистор, не микрочип.
"которые стали причиной аварии".


покинули должности
Я покинул родимую должность...
лишились должностей, уволены с должностей, подали в отставку
прикладывать усилия
усилия - прилагают, прикладывают - примочку.


воспитывать в детях любопытство
да любознательность же! Любопытство и любознательность - разные слова, у них разные значения.

Почти никто не умеет правильно склонять сложные числительные:
(родит.) не двухста, а двухсот, (дат.) не пятиста, а пятистам и т.д.

более полутора миллиарда долларов - хоть слово "полтора" склонять научился, но сочетается оно не с единственным числом, а с множественным. Надо: более полутора миллиардов долларов.

Все на защиту русского языка!
http://perevod99.blogspot.ru/2009/07/blog-post_18.html
Русский переводной - 3
http://perevod99.blogspot.ru/2015/06/3.html
Языковые ошибки переводчиков
http://perevod99.blogspot.ru/2015/05/blog-post_15.html

Это не моя прихоть, а насущная необходимость. Ошибка (синтаксическая, на словоупотребление, на управление, согласование (в роде, в числе), сочетаемость (причинить ущерб, но: нанести урон) - это сбой речевого кода.

Немецкие ученые установили, что одна треть взрослых забывает начало предложения уже тогда, когда произносится  11-е по счету слово. Долгие предложения - более 18 слов -способны понять и усвоить не более 15% аудитории. А длинные фразы не для бахвальства (вот я как умею!).Просто письменная речь обслуживает более сложные сферы человеческой деятельности.

См. мой пост  Пиджинизация? - Неизбежна!
http://perevod99.blogspot.ru/2011/06/blog-post_10.html

Большинство слушателей курсов платят и ходят именно в надежде, что можно освоить какой-то навык прозапас, на будущее. Брать с них деньги, делая вид, что это возможно - мошенничество. Они, не сразу, а со временем, почувствуют себя обманутыми и разочарованными.

См. мой пост Ай-яй-яй!
http://perevod99.blogspot.ru/2010/11/blog-post_404.html

Комментариев нет :