Оглавление блога

воскресенье, 9 ноября 2008 г.

Из арсенала Остапа Бендера: еще один "условно честный способ отъема денег у населения"

В одном из номеров журнала Reader's Digest за 1998 г. была заметка:

"БОЛЬШОЙ БРАТ" КУШАЕТ ПОП-КОРН

В пятидесятые годы Джеймс Вайкери (James Vicary), психолог-любитель, занимавшийся исследованиями рынка, утверждал, что если во время демонстрации фильма или телепередачи на экране мелькает надпись "Ешь поп-корн!" объемы продажи поп-корна в кинотеатре увеличиваются. "Послание" проникало в подсознание зрителей.

Это наводило мысли о "Большом Брате", который может незаметно манипулировать поведением людей. Опасения были настолько серьезными, что власти начали исследования. Но Викари никак не удавалось повторить результат.

Тогда канадское телевидение провело точно такой же эксперимент по воздействию на подсознание зрителей.  Во время одной из передач мелькала надпись: "А теперь - позвони!", но это не вызвало заметного увеличения количества телефонных звонков.

Оказывается, Викари так и не опубликовал свое открытие в каком-либо научном журнале. В 1962 году он признал, что исследование было поверхностным, и что его результаты были слишком незначительными, чтобы быть признанными.

Подсознательные рекламные слоганы не действуют. Но до сих пор мнение о действенности подсознательных призывов остается настолько устойчивым предрассудком, что некоторые продавцы и сейчас расхваливают этот метод.

"Сейчас" - уже нет, 10 лет с тех пор прошло, а "некоторые продавцы" - это Илона Давыдова со своим "subliminal message" и Intellect со своим 25-м кадром.

В статье "Суп из топора" в газете "Иностранец" лет 10 назад утверждалось, что "Уже давным-давно по запросу Лондонского лингафонного института проверили курс (Давыдовой) на предмет наличия в нем особых сигналов и ничегошеньки не нашли!".

Вряд ли там вообще никаких допсигналов не было, ведь в Штатах сурово четвертуют за ложные утверждения в рекламе. Другое дело, что:

1) эти subliminal message могли быть бесполезными - в отличие от СССР и России, в Штатах разрешено патентовать и бесполезные изобретения.

2) физически невозможно записать на магнитофонную ленту сигнал, который бы, как утверждалось в рекламе, воспроизводился даже на самом дешевом магнитофоне (4 класса), но утрачивался бы при перезаписи на самом дорогом. Характеристики сквозного тракта "запись-воспроизведение" хорошего магнитофона (частотный и динамический диапазон, уровень шумов, линейных и нелинейных искажений) в разы лучше характеристик одного только тракта воспроизведения дешевого магнитофона. Попробуйте так подобрать размер ячеек сита, чтобы песок через него просыпался, а мука (более мелкие частицы) - нет. Так же и с сигнальчиком.

В начале 90-х Белла Ахмадулина, Михаил Ефремов и на-найские мальчики, во главе со своим Карабасовым, искренне (причем, за бесплатно, небось!) рекламировали этот курс, полагая, по неопытности, что положительный эффект дает этот "скрытый сигнал", хотя это обычный эффект любого добротного лингафонного курса.

3) Кассеты с записью курсов "Intellect" с "эффектом 25-го кадра", где на экране с пыточной частотой мелькали отдельные слова и фразы, не могли похвастаться даже таким минимальным положительным эффектом; только отрицательным, величина которого зависела от индивидуальной восприимчивости доверчивого буратино. "На самом деле это 12-й кадр, поэтому что 25-й кадр глаз человека не различает", - поясняли любезные менеджерши.

Например, в № 6 газеты "Самарский Курьер" была статья "ОТ "ЭКСПРЕСС-МЕТОДА" У ДЕТЕЙ "ЕДЕТ КРЫША".

Между прочим, согласно (ложной!) концепции 25-го кадра, эти надписи и не должны быть не только видны, но и вообще заметны для глаза. Если бы на устроенном Джеймсом Вайкери экспериментальном киносеансе надпись "Ешь поп-корн!" мелькала с частотой 1/12,5 сек., зрители просто разбежались бы с сеанса, требуя свои деньги назад, а не лузгали поп-корн лошадиными дозами.

Комментариев нет :