Semiotics of ideology
WINFRIED NÖTH |
Семиотика идеологии
Уинфрид Нёт |
If
an ‘ideology’, in its broadest sense, is ‘a system of ideas’, semiotics, the
study of sign systems, is predestined to make essential contributions to the
study of ideologies. The semiotic approach to the study of ideology begins
with an investigation of the concept itself, which has changed considerably
in the course of its history.
|
"Идеология" в широком смысле означает
"систему идей", семиотика - наука о знаковых системах - инструмент,
как будто специально предназначенный для изучения некоторых аспектов
идеологий. Изучение идеологии с семиотической точки зрения начинается с
самого понятия "идеология", значение которого сильно изменилось, с
момента его появления.
|
Theoretical
semiotics has studied signs of ideologies and ideologies as sign systems, and
applied semiotics has developed critical instruments to reveal the
ideological foundations of media discourse, but critical semiotics has not
only been critical of the discourse of ‘the others’; it has gone so far as to
raise the self-critical question whether the discourse of semiotics itself
has ideological foundations.
|
Теоретическая семиотика изучала символы идеологий и сами
идеологии, как системы символов. Прикладная семиотика разработала
инструменты, необходимые для выявления идеологических основ медийного
дискурса, критическая же семиотика не только критиковала чужие подходы, но и
критически изучила самоё себя на предмет наличия в ней идеологического
фундамента.
|
Semiotic
roots of ideology
|
Семиотические корни идеологии
|
The
concept of ideology has changed throughout its history and, until today, has
remained controversial. Historically, ‘ideology’ was first used to designate
the ideas of a particular group of scholars in France.
|
Само понятие идеологии с течением времени видоизменялось,
поэтому на сегодняшний день в ходу остались разные его толкования. Изначально
словом "идеология" обозначали идеи определенной группы французских
мыслителей.
|
Today,
the term is situated between a value-neutral and merely descriptive concept
and a polemic, or even pejorative sense. For the theory and the concept of
ideology, see Plamenatz (1970), Dierse and Romberg (1976), Thompson (1990),
Eagleton (1991), and Choe (1997). The term ideology was first used in 1796 by
Antoine Louis Claude Destutt de Tracy (1754–1836) to designate a new
empiricist ‘science of ideas’. De Tracy developed the fundamentals of this
new theory in his Elements d’ideologie (1801–1815, 5 vols.). Together with E.
B. de Condillac, P. J. G. Cabanis, and A. Helvetius, Destutt de Tracy
belonged to a group of philosophers who were also called ideologists (‘ideologues’).
Their philosophy had a sensualistic orientation and was opposed to
Descartes’s rationalism.
|
В наши дни одни толкуют этот термин и и его обсуждение как
эмоционально-нейтральное, чисто описательное понятие, другие - в
уничижительном смысле. Работы о теории и концепции идеологии: Plamenatz (1970), Dierse and Romberg (1976), Thompson (1990), Eagleton (1991), and Choe (1997). Впервые
этот термин ввел в 1796 году Антуан Дестю де Траси (1754 - 1836) для
обозначения новой эмпирической "науки об идеях". Основы этой новой
теории он изложил в работе "Элементы идеологии (1801 - 1815, 5 томов).
Траси, а также де Кондийак, Кабани и Эльвециус принадлежали к группе
мыслителей "сенсуалистского" толка, называвшихся
"идеологами", критически относившихся к рационализму Декарта.
|
The
ideologists wanted to define cognitive processes in terms of sensory
activities and consequently considered their study of ideas as a branch of
biology. The programmatic goal of this first ‘ideology’ was a study of the
‘origins of ideas’, which was to be free from metaphysical and religious
prejudices.
|
Идеологи хотели дать процессу познания определение через
понятие "сенсорная деятельность", считая, что изучение этих идей -
задача одного из подразделов биологии. Заявленной целью этих первых идеологов
было изучение "происхождения идей", не связанное с метафизическими
и религиозными предрассудками.
|
The
ideologists’ political program was democratic and in accordance with the
ideals of the Age of Enlightenment. Therefore, it soon came into conflict
with the policy of Napoleon, who attacked and ridiculed these philosophers as
visionaries and daydreamers.
|
В политике идеологи были демократами, приверженцами
идеалов эпохи Просвещения. Поэтому учение вскоре вошло в противоречие с
политикой Наполеона, который критиковал и высмеивал этих философов, называя
их мечтателями и визионерами.
|
Due
to this negative characterization of the ideologists, the concept of ideology
began to acquire a negative or even pejorative connotation that has survived
to this day. For the semiotics of the French ideґologues,
see Rastier (1972), Busse and Trabant (eds. 1986), Schlieben-Lange et al.
(eds. 1989–1994), Bernecker (1996), and Dräxler (1996).
|
Поэтому понятие идеологии стало приобретать негативный, и
даже уничижительный оттенок, оставшийся и поныне. По поводу семиотики в ее
понимании французскими идеологами см.: Rastier (1972), Busse and Trabant (издание 1986), Schlieben-Lange и др. (издание 1989–1994), Bernecker (1996), и Dräxler (1996).
|
Without
any positive or negative connotations, ideology has been defined in a purely
descriptive and not necessarily critical sense as any system of norms,
values, beliefs, or Weltanschauung directing the social and political
attitudes and actions of a group, a social class, or a society as a whole.
|
В нейтральном значении, без каких-либо отрицательных или
положительных коннотаций, идеология, согласно чисто описательному, не всегда
критическому определению - это любая система норм, ценностей и убеждений, или
Weltanschauung (мировоззрение), определяющая позиции по
социальным и политическим вопросам, и практические действия некоей группы,
или социальной страты, или всего общества в целом.
|
In
this value-neutral sense, Geertz (1973) calls ideology a ‘cultural system’,
and Parsons (1951: 349) defines ideology as ‘a system of beliefs held in
common by the members of a collectivity . . . , a system of ideas which is
oriented to the evaluative integration of the collectivity’. This
value-neutral concept of ideology, which comprises both true and false but also
neither true nor false systems of ideas, is frequently connected to
conservative or liberal views of social systems.
|
В нейтральном, безоценочном смысле, Гирц (1973) определяет
идеологию как "систему культурных укладов", а Парсонс (1951: 349) -
как систему убеждений, разделяемых членами некоего коллектива,.. , систему
идей, направленных на сплочение коллектива. В этом нейтральном значении
"идеология" - это истинные или ложные, либо неистинные и неложные
системы идей, зачастую связанные с консервативной или либеральной точкой
зрения на общественные формации.
|
However,
even Lenin uses a value-neutral term when he speaks of the ‘socialist
ideologies’ (cf. Dierse and Romberg 1976: 178). The pejorative sense of
ideology, first expressed by Napoleon, was taken up and philosophically
redefined by Marx and Engels. For Marx and Engels, ideologies are systems of
false ideas representing the consciousness of the ruling class and used to
promote and legitimize its power.
|
Но даже Ленин применяет этот термин также и в нейтральном
его значении, говоря о "социалистических идеологиях" (ср. Дирс и
Ромберг 1976; 178). В уничижительном смысле слово "идеология"
впервые употребил Наполеон, а Маркс и Энгельс продолжили его нападки и обеспечили
им философское обоснование. По их мнению, идеологии - это системы ложных
идей, характеризующих сознание правящего класса, применяемых для пропаганды и
юридического обоснования его власти.
|
The
ideas are false because they promote the interest of a particular class while
pretending to be in the interest of society as a whole. In this sense,
ideology is seen as an instrument of deceit and manipulation. It is sometimes
associated with myth and opposed to science and truth. Those who adopt this critical
view of ideology, however, have always refused to consider their own system
of ideas an ideology.
|
Идеи ложны, поскольку, отражая интересы лишь одного
класса, они претендуют на то, что те совпадают с интересами общества в целом.
Идеологии, по мнению Маркса и Энгельса - инструмент обмана и манипуляций.
Иногда они переплетаются с мифами и противостоят научному мировоззрению и
истине. Однако, сторонники таких взглядов на идеологию всегда отрицают, что и
их собственная система воззрений тоже является идеологией.
|
For
them, ideology is the thought of others or even of the enemy, as Raymond Aron
put it (cf. Reis 1993: 7), while their own system of ideas is always
considered scientific and thus excluded from any suspicions.
|
По словам Раймона Арона (ср. Райс 1993:7), для них
идеология - только чужие, "вражеские" убеждения, а их собственные
системы идей всегда научны и вне подозрений.
|
Among
the semioticians, too, there are some who describe ideology in a
value-neutral way as any cultural or social sign system, while others define
ideology critically as a hidden system of meaning in public messages requiring
critical analysis. For semiotic approaches to ideology not discussed in the
following, see Nattiez (1973), Carontini and Peґraya (1975: 133–173), Coward and
Ellis (1977), Zima (ed. 1977, 1981), Larrain (1980), Santaella (1996), Heim
(1983), Nicholson (1986), Halsall and Rutland (eds. 1988), Zima (1989), and
the special issue of Recherches seґmiotiques/Semiotic Inquiry 11.2–3
(1991).
|
Одни семиотики тоже рассматривают идеологию как
нейтральное понятие, как и любая другая система культурных ценностей или социальных
символов, другие относятся к идеологии критически, как к системе тайных
смыслов, скрытых в публичных заявлениях, подлежащих критическому анализу. О
тех семиотических подходах к понятию идеологии, которые автор не раскрывает
далее в этой работе, см. Nattiez (1973), Carontini and Peґraya (1975: 133–173), Coward and Ellis (1977), Zima (изд. 1977, 1981), Larrain (1980), Santaella (1996), Heim (1983), Nicholson (1986), Halsall and изд. 1988), Zima (1989), и в специальном выпуске
"Recherches semiotiques"/Semiotic Inquiry 11.2–3 (1991).
|
Semiotic
approaches that adopt the value-neutral view of ideology focus on the sign
nature of ideology and describe to what extent ideologies are semiotic
systems. A classic among these approaches is the one of the Bakhtin circle
(Gardiner 1992).
|
Безоценочные семиотические подходы к идеологии как к
нейтральному понятию - это изучение, преимущественно, знаковой природы
идеологий, того, в какой мере они являются системами символов. Классические
работы в этом ключе - работы школы Бахтина (Gardiner 1992).
|
И т.д. Файл .pdf 12
страниц.
Semiotica 148–1/4 (2004), 11–21
Комментариев нет :
Отправить комментарий