Что
нужно, чтобы преподавать (язык, перевод, и т.п.)
1) С моей стороны - навык
преподавания, которого у меня нет. В 1989 г. ходил на курсы "Народного
университета патентоведения, факультет научно-технического творчества".
Разговорились с одним мужиком лет на 10 постарше меня: "Тебе это
зачем?".
Мне - из-за денег, из суммы фиксированной выручки, которую я
должен был сдать в конце месяца, дни занятий там вычитались. Всё чуть меньше
сдавать. А то с работой уже тогда была некоторая напряженка. На
"поляне", где мы "паслись", едва хватало корма на всех
механиков мастерской.
Он преподавал в ПТУ, причем чуть ли не историю (не помню
точно, что). Говорит, с нового учебного года вводят новый предмет
"научно-техническое творчество". Хочу его взять.
- Нифига себе! Где история, а где научно-техническое
творчество!
- А чё. Навык преподавания есть, мне главное самому понять
материал учебной дисциплины и я уже знаю, как доходчиво и понятно объяснить это
другим.
См. мой пост: Как научить других
тому, в чем сам не разбираешься?
http://perevod99.blogspot.ru/2010/10/blog-post_32.html
http://perevod99.blogspot.ru/2010/10/blog-post_32.html
2) Со стороны учащихся - сильная
мотивация сейчас + еще два года. Язык, навык перевода, вообще, любой навык или
умение - не гречка, впрок не запасешь: "сейчас это мне не нужно, но если
лет через несколько появится надобность - А У МЕНЯ ОН УЖЕ ЕСТЬ"!
Увы...
В Самаре тогда было 2 телеканала: 1-й московский и местный.
Причем, местный начинал вещание вечером, часов с 6-ти, а днем на нем шли
передачи 4-го московского (образовательного).
В том числе и телевизионные курсы английского, немецкого,
французского, испанского и итальянского.
Английского и немецкого - даже по 2 линейки: для начинающих и для
продолжающих. Там наши "актеры", хорошо знающие язык, с идеальным
произношением разыгрывали типовые сценки и диалоги: на улице (в Москве, в
Лондоне), в транспорте, в больнице, и т.д.
А в мастерской всегда "гоняются" много
отремонтированных телевизоров (всё ли в порядке, нет ли еще какого-то
дефекта?). В том числе, несколько - со звуком (где неисправность была в канале
звука). Вы думаете, хоть кто-то из механиков, много лет видевших и слышавших
эти телевизионные уроки, хоть как-то выучил язык?
Уверен, даже если заключенным одиночных камер
демонстрировать такие телевизионные уроки днем и ночью, никто из них язык не
выучит даже в скудном преподаваемом объеме. Если только... в виде редчайшего
исключения (типа, с детства мечтал освоить).
Поэтому просто смешны "баталии" родителей за то, чтобы
их детям в школе (!!!) не убавляли 2
часа английского в неделю. Не "часы", а мотивация нужна, причем
"сиюминутная", "здесь и сейчас". "В будущем тебе это
ОБЯЗАТЕЛЬНО пригодится" - не мотивация!
У меня такая мотивация была - читать книги, которые либо в
СССР вообще не издавались (мемуары императрицы Екатерины II на польском), либо которые без величайшего блата
было не достать. Хемингуэй на польском, Ремарк на чешском, Шукшин на немецком, Монтень на болгарском и
т.д.
Газеты и журналы соцстран, газеты компартий капстран читал.
Радио Би-би-си на английском, Международное испанское радио на испанском,
третью программу радио Варшава (западная молодежная музыка) слушал. О смерти
Высоцкого услышал в тот же день из новостей этой польской радиостанции. Наши не
сразу сообщили.
3) Со стороны учащихся - грамотная
устная и письменная речь на литературном русском языке. Еще и еще раз: она нужна людям не всех
профессий, только тех, которые связаны с языком - учитель, журналист,
переводчик.
Еще раз: это как Маугли. Если человек до 5 лет не научился
говорить, он уже никогда этому не научится, даже если 20 профессоров будут
учить его 30 лет. Выучит от силы 20 слов.
Если человек в младших классах школы не читал книг, а
рубился в стрелялки, бродилки, квесты, литературный русский язык навсегда
останется для него чужим. В универе это не исправишь. "Поздно, батя, пить
Боржом, когда почки отказали". Например:
не по-русски:
|
как можно, нужно:
|
реально располагаемые доходы жителей Самары
|
а) доходами не располагают, нет такой
сочетаемости у этого слова! Доходы получают, извлекают, их имеют, они
поступают.
б) реальные доходы жителей Самары.
Зачем располагаемые-то? "Красивше" что ли?
|
|
|
дорабатывают блоки и узлы, которые виноваты в аварии
|
виноватыми могут быть только живые существа: человек,
кошка, собака. Не болт, не гайка, не транзистор, не микрочип.
"которые стали причиной аварии".
|
|
|
покинули должности
|
Я покинул родимую должность...
лишились должностей, уволены с должностей, подали в
отставку
|
прикладывать усилия
|
усилия - прилагают, прикладывают - примочку.
|
|
|
воспитывать в детях любопытство
|
да любознательность же! Любопытство и любознательность -
разные слова, у них разные значения.
|
Почти никто не умеет правильно склонять сложные
числительные:
(родит.) не двухста, а двухсот, (дат.) не пятиста, а
пятистам и т.д.
более полутора миллиарда
долларов - хоть слово "полтора" склонять научился, но сочетается оно
не с единственным числом, а с множественным. Надо: более полутора миллиардов долларов.
Все на защиту русского языка!
http://perevod99.blogspot.ru/2009/07/blog-post_18.html
http://perevod99.blogspot.ru/2009/07/blog-post_18.html
Русский переводной - 3
http://perevod99.blogspot.ru/2015/06/3.html
Языковые ошибки переводчиков
http://perevod99.blogspot.ru/2015/05/blog-post_15.html
http://perevod99.blogspot.ru/2015/06/3.html
Языковые ошибки переводчиков
http://perevod99.blogspot.ru/2015/05/blog-post_15.html
Это не моя прихоть, а насущная необходимость. Ошибка
(синтаксическая, на словоупотребление, на управление, согласование (в роде, в
числе), сочетаемость (причинить ущерб, но: нанести урон) - это сбой речевого
кода.
Немецкие ученые установили, что одна треть взрослых забывает
начало предложения уже тогда, когда произносится 11-е по счету слово. Долгие предложения - более 18 слов -способны
понять и усвоить не более 15% аудитории. А длинные фразы не для бахвальства
(вот я как умею!).Просто письменная речь обслуживает более сложные сферы
человеческой деятельности.
См. мой пост
Пиджинизация? - Неизбежна!
http://perevod99.blogspot.ru/2011/06/blog-post_10.html
http://perevod99.blogspot.ru/2011/06/blog-post_10.html
Большинство слушателей курсов платят и ходят именно в
надежде, что можно освоить какой-то навык прозапас, на будущее. Брать с них
деньги, делая вид, что это возможно - мошенничество. Они, не сразу, а со
временем, почувствуют себя обманутыми и разочарованными.
http://perevod99.blogspot.ru/2010/11/blog-post_404.html
Комментариев нет :
Отправить комментарий