Оглавление блога

вторник, 16 июня 2015 г.

Тайная исповедь в Православной церкви


Флоря Б.Н. Исповедные формулы о взаимоотношениях церкви и государства в России XVI - XVII вв.
file:///C:/Documents%20and%20Settings/svja/My%20Documents/flor_ispov.php.htm
В свое время прочитал в альманахе "Одиссей. Человек в истории" 1992

/.../
От других мировых религий христианство отличается, пожалуй, той значительной ролью, которая отводилась регулярной исповеди в деле нравственного воспитания верующих. Исповедь должна была побудить грешника к покаянию, способствовать восстановлению нарушенной грехами связи между человеком и Богом. Исповедь играла огромную роль в жизни каждого мирянина, какое бы положение он ни занимал, и каждого священника, ведущего свою паству к спасению. Неудивительно, что в таких условиях сравнительно скоро появились на свет своего рода пособия (тексты возможных вопросов и примерных ответов на исповеди), которые должны были облегчить священнику выполнение его миссии.

В Древнюю Русь соответствующие тексты пришли с византийской традицией, получившей на древнерусской почве самостоятельное развитие. Традиция эта в Византии и у южных славян, следовавших в этом отношении за византийскими образцами, была представлена краткими перечнями вопросов для духовника. На Руси эти краткие вопросники становились пространнее, одновременно изменялся и стиль изложения. Сопоставление византийских формул с древнерусскими уже в конце XIX в. привело их исследователя А. И. Алмазова к выводу о том, что «греки никогда не доходили до таких частностей, как это делали русские книгописцы, и никогда не выражались порой так неумеренно откровенно, как это мы видим у последних». Под «откровенностью» древнерусских текстов профессор духовной академии имел в виду конкретность в описании многочисленных отклонений от принятых норм сексуальной жизни. Кроме того, образцы вопросов священника были дополнены образцами примерных ответов верующих, что получило в древнерусской письменности условное название «поновления».
/.../
Обращение к двум крупным коллекциям древнерусских исповедных формул, опубликованным А. И. Алмазовым и С. И. Смирновым, позволяет сразу же сделать наблюдение, существенное для рассмотрения выбранной темы: в ранних перечнях «грехов» отсутствуют какие-либо проступки по отношению к государству. Поскольку соответствующие «пособия» предназначались для священников, исповедовавших всех верующих, неудивительно, что среди вопросов были и такие, которые прямо адресовались «господам».

Несомненно, именно обо власть имущем человеке шла речь в епитимийнике «А се грехи» («без правды насиляет на челядь свою и морит гладом»; «сироту бил без вины или не дал сироте найма»). Эти особенности ранних исповедных формул ясно говорят о том, что их составителей деятельность «господина» интересовала почти исключительно в сфере его отношений с зависимым населением. Их вовсе не интересовал вопрос, насколько добросовестно выполняют «господа» свои обязанности по отношению к монарху, как, впрочем, и вообще их общественная деятельность. Правда, одно исключение, и очень важное, следует отметить. Очень рано в исповедных формулах в перечне грехов появился пункт о «кривом суде по посулу». Однако этот грех начальствующего человека был грехом по отношению к бедным людям, становившимся жертвой неправого суда.
/.../
После того как церковь взяла на себя обязанность всеми доступными средствами воспитывать подданных в духе лояльного исполнения предписаний государственной власти, логически возникла следующая проблема: как следует поступать священнику, если его деятельность не увенчается успехом и сын духовный не выразит намерений быть лояльным по отношению к власти? Вопрос этот, первоначально чисто логический, перешел в практическую плоскость при Петре I, когда в тяжелые годы преобразований лояльность его подданных подверглась серьезным испытаниям.

В условиях характерного для петровской эпохи растущего подчинения церкви государству, принимавшего порой гротескные формы (примером может служить предписание приходским священникам составлять списки плательщиков установленной Петром подушной подати), все большее недовольство государственных органов и самого монарха стало вызывать поведение священников по отношению к лицам, ставившим под сомнение авторитет власти. Расследование дел ряда политических преступников показало, что они признавались своим духовникам на исповеди во враждебных намерениях по отношению к государю, а те допускали их к причастию и не сообщали ничего властям, «чая грехом то доношение».

Ну, и ты ды. Почитайте, ссылка - выше. Оригиналы самих "исповедальных формул" в сети в открытом бесплатном доступе найти не удалось. В библиотеке:
Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной восточной церкви: опыт внешней истории, М, "Паломник", 1995
лет 10 уже не был, ехать туда не охота.
Это - репринт.
Оригинал:
Тайная исповедь в Православной восточной церкви: опыт внешней истории, том 1 (всего 3 тома)
Александр Иванович Алмазов
Типография Штаба одесскаго военнаго округа, 1894



Комментариев нет :